Главная » Статьи » Археология. История до 1790 г. |
Балты. Кто они?
За давностью прошедших веков с большим трудом можно установить картину обитания на наших землях тех или иных племен и народностей. Однако, основываясь на археологическом материале, привлекая работы по топонимике, гидронимике названий рек и поселений нашего района, можно сделать вывод, что до прихода сюда славян в X – XI веке н.э. здесь обитало население, совершенно отличающееся от славян. Население имело свой язык, религию, обычаи, домостроительство и погребальную обрядность и состояло из многих племенных объединений. Название части этих племен удалось установить: литовцы, ятвяги, пруссы, жемайтийцы, селии, судавы, шалавы, голядь. В научной литературе они значатся под именем «балты». Племена балтов первоначально занимали территорию двух крупных рек – Немана и Западной Двины - с многочисленными притоками. В VI веке до н.э. балты начинают вытеснять угро-финов с их коренных земель в верховья Припяти и в Полесье, заняв берега Западного Буга и Нарева. В I тысячелетии н.э. балты продолжают вытеснять местное население. Они заняли всю территорию Белоруссии, северо-восток Украины, а также север Курской, запад Тульской и Московской, почти всю Тверскую, Смоленскую, Калужскую, Орловскую и Брянскую области России. В раннем железном веке (VIII – VII в.в. до н.э. – VII-VIII в.в. н.э.) окончательно сложились этносы западных, центральных и восточных балтов, связанных между собой общей культурой. Восточные балты создали две схожие между собой культуры. Первая верхне - днепровская (днепро – двинская) культура. Вторая – юхновская культура, распространенная в бассейнах рек Десны и Сейма. Около IV – V веков новой эры, в конце «золотого века балтов», сформировалась мощинская культура восточных балтов. В Калужской области при исследовании поселения у села Мощина археологи обратили внимание, что постройка домов, изготовление глиняной посуды, орудий труда и украшений из бронзы, покрытой цветной эмалью, погребальная обрядность существенно отличаются от славянской. Это позволило обитавшее здесь население отнести к балтам, а его культуру назвать мощинской. В перечне восточно-европейских племен, помещенных в «Гетике» истории Иордан в своем труде «О происхождении и деянии готов» упоминает народ под названием «гольдоскифы», в котором академик Б.Рыбаков увидел прусское племя галиндов – голяди. По-литовски «галиндас» означает «крайний», «живущий у края». В русских летописях голядь упоминается с 1058 года и в 1147 году, когда ей пришлось воевать с князем Святославом. Как жила голядь на наших землях? Основным типом поселений голяди были городища. Они располагались на мысах высоких коренных берегов рек. С напольной стороны защищались валом и рвом. В середине I тысячелетия появляются селища, что обычно связывают с развитием подсечного земледелия. На территории города Дятьково находятся несколько археологических памятников мощинской культуры. В северной части города, недалеко от лесничества, находится небольшое городище. В Больничной роще – довольно крупное селище. На селище найдены несколько древних предметов: два пряслица, каменная зернотерка, небольшой фрагмент украшения в виде спирали. Там же встречаются обломки керамики от лепных горшков. В южной части города, у Пильненского озера,так же находится селище мощинской культуры. Восточные балты ставили в своих святилищах деревянных идолов. Считались у балтов священными родники, вытекающие «навстречу солнцу». Священным существом считалась змея (уж?). Особенно почитали балты камни-валуны. В камнях высверливались небольшие лунки. Люди верили, что через эти лунки происходит общение душ умерших с загробным миром.Поклонялись балты божествам, которые носили один из образов Великой Богини – Лауме. Это прекрасные девы в золотых одеждах, но под одеждами – птичье тело. Лауме оберегают межи, наказывают лентяев, помогают сиротам, управляют погодой, красиво поют. Живут Лауме у рек, в банях, поэтому считается, что для них в бане надо оставлять мыло и веник. Священным деревом считался дуб. Под ним устраивали празднества, под ним творили суд. Погребальными памятниками голяди являются курганы полусферической или усеченно-конической формы. Обряд погребения – трупосожжение в основании насыпи. Подобные курганы встречаются практически по всему Дятьковскому району. Большинство курганных насыпей располагается вдоль ручьев и оврагов. Погребальный инвентарь представлен глиняными горшками, которые ставили, очевидно, с заупокойной пищей. Названия некоторых наших рек и населенных пунктов выходят из балтийских языков. Например, название реки Болва - «влага» (литовское «baia» означает болото, окончание – «va» - «река, вода»). Из этого следует, что название можно рассматривать как «река, текущая по болотистой местности». Название реки Ивоток исследователи – языковеды выводят из древне – прусского слова iwanthi – «ручей». Название реки Знеберка выходит из литовского слова ziaubunus , что означает «возвышенное место». Славяне в X-XI веках н.э. начинают продвигаться к северу на земли, занятые балтами. Балтийские племена по мере продвижения славян не отступают в значительных масштабах к северо-западу. На территории, занимаемой славянами, оставались многочисленные островки балтийского населения, которое усваивало русскую речь, оставляя в языковых особенностях населения следы балтийского диалекта, сохранившихся до наших дней. Прошли века. Писатель Антон Платов охарактеризовал прошедшее время балтов так: «Хотя еще до XVI века звенела мечами слава Литвы, силы оказались неравны. Огромный уж севера был разрублен на части: в сердце Пруссии смертельно вонзил меч Тевтонский орден. Латвия задыхалась в петле Ливонского ордена, восточные балты тихо утонули в море славян, вскоре и Литва оказалась в хищных объятиях Польши». В конечном счете балты вернулись на свои исконные земли, с которых они начинали продвижение на восток. Сейчас это этнические литовцы, земгалы, латгалы, курши. Газета "Дятьковский вестник" Ю.И.Кусков И.Н.Хуткин | |
Просмотров: 1717 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |