Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района |
Антология стакана.
« …Люди взбирались по крутизне и вдруг на самом
верху видели перед собой лавку, где им предлагали холодный освежающий мятный
чай в красивых хрустальных стаканах. Как же было не зайти и не выпить?! Пауло Коэльо «Алхимик»
В конце 2006 года в Дятьковском музее хрусталя была открыта выставка «Оловянный, деревянный, …стеклянный!!!». Основной идеей выставочного проекта являлось создание оригинальной экспозиции, отражающей историю самого обычного предмета – стакана. Ранее, в 2005 году, проект был представлен на музейный конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», но не получив финансовой поддержки со стороны Благотворительного фонда В.Потанина, все же был осуществлен. Самый главный экспонат выставки – дятьковский стакан, насчитывающий 200-летюю историю своего существования. В более ранние времена, когда стеклянный стакан был диковинкой, его функцию выполняли серебряные, деревянные и даже берестяные стаканчики. Их современные аналоги также представлены на выставке. Богатейшая коллекция музея демонстрирует, как в течение двух веков, быстро меняющаяся мода, уровень мастерства создателей, технический прогресс и многие другие факторы влияли на облик стакана. Самым древним в фондах музея является стакан (инвентарный № 1245), датируемый 1835 годом; запись в Главной инвентарной книге донесла до нас эту ценную информацию. Стакан бесцветного стекла декорирован 6-ю широкими, прошлифованными вручную на шайбе, вертикальными гранями, его высота 11,0 см. Отметим, что отсутствие торговых марок, клейм и вообще каких-нибудь сведений о предметах, затрудняет атрибуцию экспонатов первой половины 19 века, поэтому иногда на основе художественно-стилистического анализа можно определить «возраст» экспоната. Представленный в настоящее время в экспозиции музея уникальный стакан (инвентарный №2345, высота 11,5 см. ), выполненный в стиле «Бидермайер», можно датировать серединой 19 века.
Стакан 1835 года Стакан в стиле «Бидермайер»
Это стилевое
направление, появившееся в Европе в 1815-1848 годах, видоизменяет уже привычную
цилиндрическую форму стакана и добавляет цвет – на прошлифованных и диффузно
окрашенных стенках предмета очень тонко
и тщательно прорисовано изображение
дворцового интерьера. На
выставку 1849 года среди различной
продукции дятьковского производства были представлены стаканы, выполненные в
стиле «мозаичной работы» или миллефиори, в этой древней и сложной технике могли
работать только мастера высочайшего класса. В этом
редком издании отсутствует описание продукции, но эскизы дают представление об
ассортименте и его разнообразии – одних стаканов предлагалось около 100
различных форм и разделок. К необычным стаканам можно отнести стакан с
перегородкой, разделяющей его внутри на две части, (довольно сложные в
изготовлении, подобные изделия требовали большого мастерства), а также стопки
«опрокидушки». Эти стопки с толстым округлым дном в Мальцовских прейскурантах
называли еще «чарки неваляшки» или «Ваньки-Встаньки». Дятьковский
хрустальный завод на рубеже19-20 веков выпускал стаканы с надписью эмалевой
краской «День ангела», такой стаканчик стоил 29 копеек. Из подарочной серии
предлагались также богемские стаканы с подтесом с надписью красной краской и
золотом в овальном медальоне-виньетке «Поздравляю». В экспозиции зала старины
представлен стакан, подаренный музею дятьковским краеведом В.В.Бабаевым,
возможно более ста лет назад в «поделошный день», неизвестный мастер живописи
на форме прейскурантного стакана искусно выполнил изящный цветочный орнамент и
сделал надпись «на память».
Конец 19 века, дар О.Т. Печенковой.
Мальцовские
прейскуранты донесли до нашего времени подробные описания, удивительно четкие и
ценные характеристики ассортимента продукции и торговые предложения.
Указывалось, что «бесцветный, синий, голубой, зеленый, желтый и оранжевый
хрусталь ценятся одинаково. Розалиновый ценится дороже на 25%, рубиновый на
35%, урановый и зелено-урановый – на 50%.». Исходя из этого, стоимость плоского карманного стаканчика
зависела от вида стекла и сложности техники изготовления: розовый – 25 коп.за
штуку, розовый точеный – 35 коп., 2-х хрусталей граненый – 50 коп., 3-х
хрусталей граненый – 60 коп., белый граненый – 40 коп. (цены 1902 года.). Изделия из стекла вплоть до 20 века ценились
достаточно дорого. В
стеклоделии 19 века истинным фаворитом называют хрусталь. Дятьковский
хрустальный стакан украшается алмазной гранью, он превращается в сверкающий
драгоценными россыпями предмет, традиционная широкая грань, грань «кубом»,
8,10,12,14-гранные стаканы составляли большую часть ассортимента. К
выдающимся новшествам 19 века в стеклоделии можно смело отнести изобретение в
Америке машинного способа прессования, имитирующего ручное алмазное гранение.
Сервиз
«Поникшие ирисы», включивший в себя три вида стаканов, своим названием и исполнительской культурой, плавностью линий
отражает идею стиля. Гильоширная техника, изобретенная во Франции и широко применяемая для декора
тонкостенных изделий, плавностью и
тонкостью линий вторившая стилю, относится к механическому способу
декорирования стекла. Сложный, но воздушный ажурный рисунок наносился одновременно на несколько
предметов. Фонды музея располагают
значительной коллекцией стаканов
конца 19 – начала 20 столетий с гильоширным рисунком.
Стаканы, выпущенные на ДХЗ, к. 19 нач. 20 в.в.
Исследователь
истории дятьковского завода Е. Г. Рачук
отмечает, «что в 1924-1925 годах
выпуск стаканов составлял около 80% всей продукции. В 1925 году для
улучшения качества и обновления ассортимента
была расширена живописная мастерская, кроме того открылось гильоширное
отделение. Применялись те же виды шлифовальных разделок, что и прежде: грань
«пальцами», «овальная» и «круглая», «райком», «кустами», «желудями», с
«прорезом», «веткой», «широкая грань на шайбе». Для стаканов использовалось до
60 разделок». Цена стакана с алмазной гранью - от 87 коп. до 6
руб.10коп., а с гравировкой - от 87 коп. до 4 руб. 35 коп. Широкая
цветовая гамма двухслойных стекол (Е. Г. Рачук упоминает, что в начале 50-х
годов из 20 стекольных предприятий, выпускавших сортовую посуду, лишь два -
Дятьковский и Гусевской выпускали продукцию из хрусталя и стекла с нацветом),
молочное стекло с удивительным изящным рисунком, искрящийся хрусталь, после
тяжелой войны приносили людям праздник и красоту. Девизом
60-х годов «Искусство в быт» в
стеклоделии был обусловлен переход от пышной алмазной грани, покрывающей почти
всю поверхность изделия, к более сдержанной, строгой. Простота и ясность формы,
созвучные оригинальному декору, отражали стиль того времени. В наборе Мироны
Грабарь «Февраль» сдержанная выразительная форма стакана тактично декорирована линией геометрически круглых оптических
«ямок», нанесенных на широкие вертикальные прошлифовки. Как бы позаимствованные
из предыдущего столетия, традиционные приемы, поражают зрителя изяществом силуэта, изысканностью,
простотой образа.
М. В. Грабарь , стаканы из набора «Февраль»
Первооткрывателем новых принципов формообразования
в 80-е годы стал И. В. Мачнев.
И.В. Мачнев , стакан из набора «Иван Калита».
В.И. Котов , стаканы из набора «Хохлома».
Из современной продукции завода самым популярным у потребителей оказался чайный стакан (артикул С-189). Форма традиционного чайного стакана не менялась на протяжении долгих лет. Возможно, это было связано с тем, что для удобства чаепития, любители горячего чая пользовались подстаканниками. Форма сегодняшнего стакана «Восточный» (артикул С-998) повторяет образ «богемского с перехватом», тиражируемого в конце 19 - начале 20 столетий. Отличительной деталью является огранка. Работы мастеров удивляют сложностью технологических приемов, тонким чувством юмора и выразительностью. Современная транскрипция потешных сосудов удачно
воплощена в стаканах М. П. Емельянова, И. В. Ковалерова, В. М. Мартынова.
Экспонаты выставки продемонстрировали высокое мастерство, незаурядный талант,
изобретательность, новаторство, блестящее знание материала, а также
результат титанического труда и
огромного дара – создавать и созидать!
М.П. Емельянов, стакан-шутиха.
Жинжикова | |
Просмотров: 5637 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |