Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Антология стакана.

Антология стакана.


« …Люди взбирались по крутизне и вдруг на самом верху видели перед собой лавку, где им предлагали холодный освежающий мятный чай в красивых хрустальных стаканах. Как же было не зайти и не выпить?!
«Моей жене до такого не додуматься!» - говорил один, покупая несколько штук: в этот вечер к нему должны были прийти гости, и он хотел удивить их замечательными стаканами.
Другой утверждал, что чай, кажется гораздо вкусней, когда пьешь из хрустального стакана – в нем, мол, он лучше сохраняет свой аромат.
Третий вспоминал, что на Востоке существует давняя традиция пить чай из хрусталя, потому что он обладает магическими свойствами…».
                                                                           

                                                                                                      Пауло Коэльо «Алхимик»

 

  В конце 2006 года в Дятьковском музее хрусталя была открыта выставка «Оловянный, деревянный, …стеклянный!!!». Основной идеей выставочного проекта являлось создание оригинальной экспозиции, отражающей историю самого обычного предмета – стакана. Ранее, в 2005 году, проект был представлен на музейный конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», но не получив финансовой поддержки со стороны Благотворительного фонда В.Потанина, все же был осуществлен. Самый главный экспонат выставки – дятьковский стакан, насчитывающий 200-летюю историю своего существования. В более ранние времена, когда стеклянный стакан был диковинкой, его функцию выполняли серебряные, деревянные и даже берестяные стаканчики. Их современные аналоги  также представлены на выставке.

   Богатейшая коллекция музея демонстрирует, как в течение двух веков, быстро меняющаяся мода, уровень мастерства создателей, технический прогресс и многие другие факторы влияли на облик стакана. Самым древним в фондах музея  является  стакан (инвентарный № 1245), датируемый 1835 годом; запись в Главной инвентарной книге донесла до нас эту ценную информацию. Стакан бесцветного стекла декорирован 6-ю широкими, прошлифованными вручную на шайбе, вертикальными гранями, его высота 11,0 см. Отметим, что отсутствие торговых марок, клейм и вообще каких-нибудь сведений о предметах, затрудняет атрибуцию экспонатов первой половины 19 века, поэтому иногда на основе художественно-стилистического анализа можно определить «возраст» экспоната. Представленный в настоящее время в экспозиции музея уникальный стакан (инвентарный №2345, высота 11,5 см. ), выполненный в стиле «Бидермайер», можно датировать серединой 19 века.

 



Стакан 1835 года



Стакан в стиле «Бидермайер»

 

   Это стилевое направление, появившееся в Европе в 1815-1848 годах, видоизменяет уже привычную цилиндрическую форму стакана и добавляет цвет – на прошлифованных и диффузно окрашенных стенках  предмета очень тонко и тщательно  прорисовано изображение дворцового интерьера.
   В описании Первой Публичной выставки российских мануфактур, состоявшейся в 1829 году в Санкт-Петербурге, отмечалось высшее качество мальцовской продукции, в том числе и стаканов, за что И.А.Мальцов был награжден Большой золотой медалью и правом изображать на своих изделиях государственный герб.
   Дятьковский хрустальный завод был основан в 1790 году известными промышленниками Мальцовыми. Крупные предприниматели, радеющие за Отечество, были пионерами российского предпринимательства. Осваивая новые рецептуры варки, внедряя передовые технологии на протяжении 19 века, Мальцовы внесли неоценимый вклад в развитие отечественного стеклоделия.

   На выставку 1849 года  среди различной продукции дятьковского производства были представлены стаканы, выполненные в стиле «мозаичной работы» или миллефиори, в этой древней и сложной технике могли работать только мастера высочайшего класса.
Благодаря архивным данным нам известно имя автора-разработчика и исполнителя –
«Ети все сделанные хрустальные вещи фабрик г. Мальцова трудами собственного его крестьяниным Яковом Петровым Орловым …».
   Наличие в фондах музея Мальцовских прейскурантов дает большие возможности в определении        принадлежности экспонатов к дятьковскому производству. К самому раннему и известному нам подобному изданию относятся «Рисунки хрустальных изделий заводов Мальцовского Промышленно-Торгового Товарищества к Прейсъ-Куранту 1884 года». Копия получена из Государственного Архива Брянской области.

   В этом редком издании отсутствует описание продукции, но эскизы дают представление об ассортименте и его разнообразии – одних стаканов предлагалось около 100 различных форм и разделок. К необычным стаканам можно отнести стакан с перегородкой, разделяющей его внутри на две части, (довольно сложные в изготовлении, подобные изделия требовали большого мастерства), а также стопки «опрокидушки». Эти стопки с толстым округлым дном в Мальцовских прейскурантах называли еще «чарки неваляшки» или «Ваньки-Встаньки».
Центр тяжести был рассчитан таким образом, что стопку невозможно было повалить набок. Несколько лет назад подобную стопку с матовой надписью: «Пей вино, да живи умно» музею подарила  жительница Брянска Р. П. Жигалкина.
   Стаканы с надписями, выполненные различными техниками, представляют яркий пласт в истории самобытного русского стекольного искусства.

   Дятьковский хрустальный завод на рубеже19-20 веков выпускал стаканы с надписью эмалевой краской «День ангела», такой стаканчик стоил 29 копеек. Из подарочной серии предлагались также богемские стаканы с подтесом с надписью красной краской и золотом в овальном медальоне-виньетке «Поздравляю». В экспозиции зала старины представлен стакан, подаренный музею дятьковским краеведом В.В.Бабаевым, возможно более ста лет назад в «поделошный день», неизвестный мастер живописи на форме прейскурантного стакана искусно выполнил изящный цветочный орнамент и сделал надпись «на память».
   По форме стаканы относились к следующим группам: «богемский ровный» имел цилиндрическую форму; «богемский с подтесом» – цилиндр плавно закруглялся у основания; «богемский с перехватом» – средняя часть такого стакана была сужена; «конический» и « воздушный тонкий», имеющий форму цилиндра.






Конец 19 века,  дар О.Т. Печенковой.

 

   Мальцовские прейскуранты донесли до нашего времени подробные описания, удивительно четкие и ценные характеристики ассортимента продукции и торговые предложения. Указывалось, что «бесцветный, синий, голубой, зеленый, желтый и оранжевый хрусталь ценятся одинаково. Розалиновый ценится дороже на 25%, рубиновый на 35%, урановый и зелено-урановый – на 50%.». Исходя из этого,  стоимость плоского карманного стаканчика зависела от вида стекла и сложности техники изготовления: розовый – 25 коп.за штуку, розовый точеный – 35 коп., 2-х хрусталей граненый – 50 коп., 3-х хрусталей граненый – 60 коп., белый граненый – 40 коп. (цены 1902 года.).  Изделия из стекла вплоть до 20 века ценились достаточно дорого.
   Для сравнительного анализа укажем цены в мальцовском  провиантном магазине в конце 19 века: «пуд пшеничной муки 1 сорта стоил 96 коп. (1 кг – 6 коп.); фунт сахара – 15,5 коп.; фунт соли – 1 коп.; фунт свиного окорока – 13,5 коп.».  (Фунт – русская мера веса, равная 409,5 грамма).

   В стеклоделии 19 века истинным фаворитом называют хрусталь. Дятьковский хрустальный стакан украшается алмазной гранью, он превращается в сверкающий драгоценными россыпями предмет, традиционная широкая грань, грань «кубом», 8,10,12,14-гранные стаканы составляли большую часть ассортимента.
   История мальцовских сервизов, включавших в себя стаканы, начинается с 1856 года, когда Императорский Стеклянный завод по образцам фабрик Мальцовых, выпускал «старомальцовские и новомальцовские сервизы».
   Мальцовские прейскуранты  конца 19 века предлагали 23 сервиза, в каждый   входило 2-3 вида стаканов. Разделка выбиралась заказчиком – гранение, рисовка (гравировка), травление. Представляя полную информацию об изделиях, в прейскурантах существовала очень интересная графа (для графинов и кувшинов) – «емкость в бутылках», а для стаканов – «вмещается в бутылке».
   Бутылка была единицей измерения емкости, в нее входило 0,6 литра жидкости.

   К выдающимся новшествам 19 века в стеклоделии можно смело отнести изобретение в Америке машинного способа прессования, имитирующего ручное алмазное гранение.
   На Дятьковском хрустальном заводе с середины 19 века начинают прессовать граненые стаканы, ставшие неотъемлемой частью нашего быта. Среди прейскурантных прессованных стаканов в конце 19 начале 20 веков большой интерес вызывает «трактирный стакан». Рисунок прейскуранта дает о нем представление – утолщенное дно стакана делало его более прочным, чем и было обусловлено название и предназначение. Стоимость прессованных стаканов дятьковского производства обозначена – от 3 рублей 25 копеек до 19 рублей 75 копеек за 100 штук.
   Господство стиля «Модерн», охватившее все виды декоративно-прикладного искусства на рубеже 19-20 столетий, привносит свои коррективы, несколько видоизменяя формы и декор.
Излюбленные для модерна сюжеты растительных мотивов исполнялись в разнообразных техниках – гравировка, травление, живопись, иризация; здесь гармония формы и декора создает яркий образ эпохи.

 

 

   Сервиз «Поникшие ирисы», включивший в себя три вида стаканов, своим названием  и исполнительской культурой, плавностью линий отражает идею стиля. 
Значительную часть выпускаемых в этот период стаканов, декорируют мягкими матовыми изображениями на фоне прозрачной поверхности. Сюжетная линия созвучна  приметам времени – растительно-цветочный орнамент, фрагменты пейзажа, силуэт оленя и т.п..

    Гильоширная техника, изобретенная  во Франции и широко применяемая для декора тонкостенных изделий,  плавностью и тонкостью линий вторившая стилю, относится к механическому способу декорирования стекла. Сложный, но воздушный ажурный рисунок  наносился одновременно на несколько предметов. Фонды музея располагают  значительной коллекцией стаканов  конца 19 – начала 20 столетий с гильоширным  рисунком.
В дальнейшем исторические события – революции, войны меняли облик стакана 20 столетия.






Стаканы, выпущенные на ДХЗ, к. 19 нач. 20 в.в.


   Исследователь истории дятьковского завода Е. Г. Рачук  отмечает, «что в 1924-1925 годах  выпуск стаканов составлял около 80% всей продукции. В 1925 году для улучшения качества и обновления ассортимента  была расширена живописная мастерская, кроме того открылось гильоширное отделение. Применялись те же виды шлифовальных разделок, что и прежде: грань «пальцами», «овальная» и «круглая», «райком», «кустами», «желудями», с «прорезом», «веткой», «широкая грань на шайбе». Для стаканов использовалось до 60 разделок».
    В  20-30- е годы в качестве декора используют новые элементы - серп и молот,  пятиконечная звезда, колоски. Стаканы с советской символикой демонстрируются в экспозиции музея. Изделия завода конца 30-х годов не уступали  лучшей  мальцовской продукции, повторяя прежние образцы.  «Иллюстрации к прейскуранту розничных цен на сортовую стеклянную посуду» 1939 года предлагали 89 видов разделки чайных стаканов: гладкие, с алмазной гранью, простой и номерной шлифовки, гравировка, травление, пантограф – традиционные в стеклоделии методы декорирования. Стоимость как всегда зависела от сложности выработки и обработки – гладкий стакан – 43 коп., с простой шлифовкой - 52 коп., с номерной шлифовкой – 65 коп.

Цена стакана с алмазной гранью - от 87 коп. до 6 руб.10коп., а с гравировкой -    от 87 коп. до 4 руб. 35 коп.
    В 1940 году на Всесоюзном  пленуме правления Союза Советских архитекторов отмечалось, что «стекольная промышленность должна ориентироваться не на уникальные и выставочные изделия, не на предметы роскоши, а на бытовые вещи массового употребления, художественные качества которых должны быть неотделимы от бытовой целесообразности, удобства, комфорта, дешевизны». Было принято решение о привлечении художников-архитекторов для создания  новых образцов.
    Только после Великой Отечественной Войны в ряде художественных институтов и училищ  страны была организована подготовка художников для стекольной промышленности.
Прейскурант 1951 года иллюстрирует продукцию ДХЗ: 93 вида стаканов, большая часть которых, - повторы  довоенного выпуска. Работа мастеров того времени поражает разнообразием техник, приемов, аккуратностью и виртуозностью исполнения.

   Широкая цветовая гамма двухслойных стекол (Е. Г. Рачук упоминает, что в начале 50-х годов из 20 стекольных предприятий, выпускавших сортовую посуду, лишь два - Дятьковский и Гусевской выпускали продукцию из хрусталя и стекла с нацветом), молочное стекло с удивительным изящным рисунком, искрящийся хрусталь, после тяжелой войны приносили людям праздник и красоту. 
   В дальнейшем создание художественного образа дятьковского стекла, формирование «дятьковской школы» связано с именем талантливого художника – Евграфа Сергеевича Шувалова. Признанный  талант в создании многопредметных сервизов, автор, бережно обращаясь к традициям или новаторски решая поставленную задачу, всегда удачно находил гармонию формы, пропорций, декора. Стакан из праздничного «Банкетного» сервиза привлекает своей нарядностью, выразительностью алмазной огранки, выполненной артистически. Формы, созданные Е.С.Шуваловым полвека тому назад эстетичны, функциональны.

   Девизом 60-х годов «Искусство в  быт» в стеклоделии был обусловлен переход от пышной алмазной грани, покрывающей почти всю поверхность изделия, к более сдержанной, строгой. Простота и ясность формы, созвучные оригинальному декору, отражали стиль того времени. В наборе Мироны Грабарь «Февраль» сдержанная выразительная форма стакана тактично декорирована  линией геометрически круглых оптических «ямок», нанесенных на широкие вертикальные прошлифовки. Как бы позаимствованные из предыдущего столетия, традиционные приемы, поражают  зрителя изяществом силуэта, изысканностью, простотой образа.
    Новое поколение художников – И. Колодин, В. Котов, И. Мачнев, Б. Федоров, В. Погребной, М. Кизлов, З. Чумакова, И. Мачнева, каждый из них яркая творческая личность, талант.
Именно они в 70-80-е годы, в поисках новых средств выразительности, соединяя новшество и опыт прежних поколений дятьковских мастеров создают художественный облик продукции завода.




М. В. Грабарь , стаканы из набора «Февраль»

 

Первооткрывателем новых принципов формообразования в 80-е годы стал И. В. Мачнев.
Виртуозно владея мастерством гранения, художник своими руками создавал выразительные фактуры хрусталя. Замечательное российское изобретение классической алмазной грани «русский камень», автор гармонично сочетает  с новаторским решением формы. Стакан из набора «Иван Калита» имеет форму мешочка, стаканы из наборов «Презент» и «Китеж» выполнены в форме раскрытого конвертика, который невозможно поставить. В работах Мачнева – интеллектуала всегда заложен глубокий смысл, остроумие и яркая импровизация. Произведения художника много лет являются лучшей серийной продукцией Дятьковского хрустального завода. Представлен на выставке стакан из набора «Хохлома»- автор В. И. Котов. Традиция росписи цветными красками, уходящая в историю народного творчества, притягивает своей эмоциональностью и теплом.




И.В. Мачнев , стакан из набора «Иван Калита».


 

В.И. Котов , стаканы из набора «Хохлома».

 

Из современной продукции завода самым популярным у потребителей оказался чайный стакан (артикул С-189). Форма традиционного чайного стакана не менялась на протяжении долгих лет. Возможно, это было связано с тем, что для удобства чаепития, любители горячего чая пользовались подстаканниками. Форма сегодняшнего стакана «Восточный» (артикул С-998) повторяет образ «богемского с перехватом», тиражируемого в конце 19 - начале 20 столетий. Отличительной деталью является огранка.  Работы мастеров удивляют сложностью технологических приемов, тонким чувством юмора и выразительностью.

Современная транскрипция потешных сосудов удачно воплощена в стаканах М. П. Емельянова, И. В. Ковалерова, В. М. Мартынова. Экспонаты выставки продемонстрировали высокое мастерство, незаурядный талант, изобретательность, новаторство, блестящее знание материала, а также результат  титанического труда и огромного дара – создавать и созидать!
 Наш стакан, известный со времени изобретения стеклодувной трубки, менялся как мир.
Его предназначение, определенное  в «Толковом словаре живого великорусского языка»
В.И.Даля – «СТАКАН – стаканчикъ, стаканецъ, стакашикъ, стакашка,…- большей частью стеклянный, хрустальный, для питья…», остается неизменным, что делает его незаменимым спутником жизни человека.

 



М.П. Емельянов, стакан-шутиха.

 

Жинжикова
Ирина Николаевна,
г. Дятьково

Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (28.04.2013)
Просмотров: 5637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]