Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Елизавета Меркурьевна Бем.
Елизавета Меркурьевна Бем.


Дятьковский хрустальный завод в свое время был один из ведущих российских заводов. И будем надеяться. что еще будет. Своим основанием и быстрым развитием он обязан семье крупных российских промышленников Мальцовых. Это завод был их любимым детищем. Здесь применялись новейшие технологии, изобретения, не жалели денег для приглашения  иностранных специалистов. Ассортимент выпускаемой продукции  был богатейший:  от подставок под ножи и облицовочной плитки до больших многопредметных   сервизов.

К концу 19 столетия на фабрике трудилось около двух тысяч человек. Судя по внешнему виду продукции, здесь трудились прекрасные, талантливые мастеровые и художники - авторы произведений. Но их имена, к сожалению, не сохранились до наших дней. Редким дошедшим до нас именем стало имя Елизаветы Меркурьевны Бем. Которую помнят до сих пор благодаря ее прекрасным произведениям их хрусталя и стекла, благодаря ее открыткам и силуэтам.

Елизавета Меркурьевна – женщина удивительной судьбы. Она родилась в 1843 году в Петербурге. В ее жилах текла татарская кровь: предки художницы носили фамилию Индо-гур, но со временем обрусели и стали Эндауровыми.


Уже в детстве у Елизаветы проявились любовь и талант к рисованию. Но жизнь в России второй половины XIX века не особенно располагала к тому, чтобы женщина занималась чем-то еще, кроме дома, семьи и детей. Однако родители Елизаветы Меркурьевны оказались людьми прогрессивными: с 14 лет девочка занималась в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художников, училась у И. Крамского, окончила обучение с золотой медалью.

После замужества Елизавету Бем миновала судьба большинства современниц, увлеченных искусством: оставить баловство, дабы полностью посвятить себя воспитанию детей и домашним делам. Супругом художницы стал прекрасный скрипач, профессор Петербургской консерватории Людвиг Бём. Сам человек творческий, он с пониманием и одобрением отнесся к занятиям жены.

Елизавета Меркурьевна по этому поводу сказала: "Вспоминаю слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдется время, как находить его для того, чтобы пить или есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой свое занятие, я и по выходе замуж, и после того, как родила ребенка, все так же, если еще не более, занимаюсь любимым делом".

Вскоре художница нашла собственный стиль – акварели и силуэты. Любимыми натурщиками Елизаветы Меркурьевны до старости оставались дети. За двадцать лет активной творческой деятельности Елизавета Бём создала 14 силуэтных серий, более 300 сюжетов для открыток, оформила множество книг и журналов. Ее творчество было признано и на родине, и за рубежом. Работы Бём приобретали крупнейшие русские коллекционеры П.М. Третьяков и И.Е. Цветков. Большими поклонниками её искусства были Императоры Александр III и Николай II.

С 1893 года Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки в Орловскую губернию, где директором Дятьковского хрустального завода был её брат Александр. В то время стекло, с которым стала работать Бём, в художественных целях использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным профессиональным художником рубежа XIX-ХХ веков, работавшим в технике росписи по стеклу.   

С именем Елизаветы Бём связана одна из самых ярких страниц в развитии русского национального стиля в стекле. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Сама расписывала посуду и внимательно наблюдала, если росписи делал кто-то другой.

Работы Елизаветы Меркурьевны участвовали в международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль, как и на выставке в Чикаго (1893), за «прекрасную общую композицию, общий типичный характер орнаментальных деталей, высокую художественность возрождения древнего византийского и национального стиля».

Наиболее популярной авторской работой Е. Бём, вошедшей в прейскурант Дятьковского завода и выпускавшейся в большом количестве, стал набор для вина, отмеченный народным юмором. Художница сознательно выбрала зеленый цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой росписи, свойственные русскому стеклу ХVIII века.

Фирменным знаком творений Бём, будь то акварели или изделия из стекла, были подписи. Художница использовала незатейливые коротенькие стихи, загадки, прибаутки, пословицы, разговаривая с народом на его языке. Так и в этом наборе игривое изображение пьющих и дерущихся чертей пояснено не менее «забористыми» надписями на тему потреб­ления крепких напитков.

Здорово, стаканчики,

Каково поживали?

Меня поджидали.

Пей, пей – увидишь чертей!, - гласит надпись на одной из граней штофа.

Стаканчики в наборе являются обманками. На 2/3 они заполнены стеклянной массой и вмещают не так уж много жидкости. На каждом – шутливая надпись-тост, предостерегающая от чрезмерного увлечения «зеленым змием», и порядковый номер в процессе употребления напитка. И если чертики на первых стаканчиках призывают выпить «на здоровье», «на веселье», «на задор», то на следующих читаем: «чай, кофе не по нутру, была бы водка по утру», «где выпивал, там и ночевал», «на радости выпил, с горя – запил», «хошь – не хошь, а выпить надо!».

В бурные послереволюции и в последующие несколько десятилетий творчество художницы находилось в тени. И это несмотря на то, что в запасниках всех крупных российских музеях хранятся произведения Е.М. Бём. В последние годы интерес к творчеству талантливой, самобытной и яркой художницы вновь стал возрастать. Образы, созданные Е.М. Бём, широкое использование ею традиций русской национальной культуры, включение фольклорных элементов и орнаментов в ткань произведений заинтересовали как профессионалов-искусствоведов, так и всех любителей искусства

Многие коллекционеры в нашей стране располагают произведениями Е. Бем в стекле, открытками и рисунками. Уже в наше время издательство "Детская литература" в 1987 году выпустило книгу "Крестьянские дети", иллюстрированную силуэтами Е. Бем из коллекции Четвериковой Н.Б. в 1991 году издательство  "Нива" выпустило факсимильную серию открыток акварельных рисунков Е. Бем.

 

По нижеприведенным ссылкам вы можете узнать о ней больше:

Новогодние открытки Елизаветы Бем - здесь и здесь

Силуэты Елизаветы Бем - здесь


Набор для вина. Автор Е.М. Бём. Кон. XIX в.

Набор для вина. Автор Е.М. Бём. Штоф



Ковшик с орнаментом в русском стиле. Автор Е.М. Бём




Силуэты




Открытки
Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (23.09.2012)
Просмотров: 4082 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]