Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Клейма, марки, надписи на продукции ДХЗ в 19-20 веках.
 
 
Клейма, марки, надписи, на продукции
Дятьковского хрустального завода в 19-20 веках.
 
 
 
Музей Дятьковского хрусталя представляет историю и современность крупнейшего и старейшего в России производства художественного стеклоделия - Дятьковского хрустального завода.
 
Завод был основан в конце XVIII века Марией Васильевной Мальцовой.
 
В последствии, в результате успешной деятельности мальцовской династии, предприятие стало частью огромной промышленной империи, объединившей чугунолитейные, железоделательные, полотняные, сахарные, вагоностроительные, керамические и стекольные заводы в 3-х соседних губерниях - Орловской, Калужской, Смоленской с центром в с. Дятьково.
 
Первые отечественные рельсы, локомобили и винтовые двигатели для судов, первая в России узкоколейная железная дорога и частный телеграф, собственные денежные знаки, известные в истории как "мальцовские" деньги - таков был размах мальцовского промышленного предпринимательства.
 
С началом работы хрустального завода начинает формироваться и коллекция заводского музея.
 
В 1835 году в Полный свод законов Российской Империи вошло положение о создании на заводах художественной промышленности образцовых комнат. Их значение определялось исчерпывающе гениальной формулировкой "...дабы быть - школой для мастеров, кладезем идей для художников и для облегчения соображения начальству". В заводской образцовой постепенно собирается огромная коллекция изделий из хрусталя и цветного стекла. Она отражает направления работы предприятия, различные технологические приемы и методы выработки и обработки стекла, смену модных направлений. Образцовую начинают называть музеем. Свои функции она успешно исполняет почти 150 лет. В 1976 году коллекция заводского музея переезжает в новое, современное здание за территорией завода. С этого времени музей становится доступным для всех, желающих его посетить.
 
Сейчас это крупнейший в Европе заводской Музей хрусталя, насчитывающий в своих фондах около 12 тысяч предметов.
 
Темой данной статьи является исследование клейм, марок, знаков и надписей, изображеных на изделиях завода, хранящихся в музее хрусталя ОАО "Дятьковский хрусталь”. К сожалению, на изделиях выполненных сложным ручным методом, ставить клейма не принято, т.к. это искажает художественный облик изделия, как бы удешевляет его. Вот почему искусствоведам, коллекционерам бывает очень сложно атрибутировать те или иные изделия, установить принадлежность их к какому-либо производству. Мы проанализируем свою коллекцию маркированных изделий, попытаемся разобраться в знаках, их значении расшифровке надписей, истории заводских клейм.
 
Для удобства исследования, условно эту коллекцию можно разделить на несколько групп:
 
1. Предметы, надписи на которых свидетельствуют с принадлежности их к заводской образцовой.
2. Изделия с заводскими клеймами.
3. Изделия с монограммами, вензелями, гербами, надписями.
4. Произведения с подписью автора-исполнителя.
 
XIX веком датируются рюмки и бокалы с надписями "образецъ". Они разнообразной формы и декорированы различными рисунками алмазной грани. На высоком узком бокале надпись - "Образецъ Чистякова", что может означать автора рисунка или заказчика, название сервиза. Среди продукции завода 19 века было много сервизов под разными фамилиями; например - сервиз Чапский фасон, белюстинская грань и другие. Белюстин Н.И. в конце XIX века работал на Мальцовских заводах юрисконсультом; возможно, алмазная грань была предложена или заказана им, отсюда и название сервиза.
 
На некоторых изделиях, которые относятся к первой группе, стоят тем или иным способом нанесённые цифры. Например, на фужере из простого стекла выгравировано - "№33-6". Попробуем разобраться, что это может означать.
 
Еще с 19 века, судя по мальцовским "Прейскурантам", существовали специальные обозначения для производственных изделий. Среди них были и номера, которые обозначали следующее:
 
- номер сервиза
- номер рисовки
- номер травления
- номер грани
- номер фасона.
 
Таким образом, на фужере с номерной гравировкой, цифра 33 могла обозначать номер гравированного рисунка, а цифра 6 - его форму. Некоторые из этих обозначений сохранялись и в 20 веке. Термины "номерная гравировка”, или "номерная шлифовка" используются производственниками и в настоящее время.
 
 На плитках ваз для сервировки стола на ножке стоят номера : 34, 35,41, что также может обозначать номер сервиза, к которому принадлежит та или иная ваза.
 
Рисунок травления у них одинаков, разнятся формы ножек и размеры. К этой же группе относятся несколько изделий 50-х годов с надписями "образец": кувшин из двухслойного стекла с алмазной гранью, вазы из цветного стекла, вазы для сервировки стола.
 
В XIX веке продукция завода постоянно участвовала в отечественных и зарубежных промышленных и художественных выставках, они приносили успех, признание и награды. На первой Всероссийской выставке мануфактур в Санкт-Петербурге в 1829 году продукцию Дятьковской фабрики награждают Большой Золотой медалью. В документах выставки отмечается: "...ни на каком заводе в России так чисто, аккуратно и искусно изделия не вырабатывались, и оная фабрика первая, которая довела до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают и аглицким, а потому принадлежат к первому разряду". Неоднократно по результатам выставок заводу присуждалось множество наград, в том числе право изображать на изделиях Российский Государственный Герб.
 
Это право использовалось владельцами завода для маркировки изделий. В фондах музея сохранились кружки ручной работы, декорированные люстровыми красками и живописью. На донышках их стоит клеймо: по кругу надпись "Хрустальная фабрика Дятьково М.П.Т.Т.". Буквенная аббревиатура обозначает - Мальцовское Промышленно Торговое Товарищество. На некоторых прессованных изделиях, сохранившихся с 19 века, стоит знак - изображение герба Российской Империи и надпись "Мальцовское". В нашей коллекции это части граненых стаканов и кружки.
 
 
 Учреждено Мальцовское Товарищество было в 1875 году и просуществовало до 1894 года, когда было организовано Акционерное Общество Мальцовских заводов. Таким образом, можно утверждать, что эти изделия выпускались именно в этот период с 1875 по 1894 годы.
 
Маркированных изделий более раннего периода в фондах не найдено, чему есть объективные исторические причины, до время оккупации Дятькова фашистами завод и музей эвакуировали, и большая часть музейных образцов была утрачена.
 
В фондах хранится образец иллюминаторного стекла с отпрессованной надписью "Мальцовское".
 
 
В 20-30-е годы XX века после Октябрьской революции на некоторых прессованных изделиях ставили клеймо с изображением новых советских символов - серпа и молота в обрамлении венка и надписью РСФСР".
 
 
 На прессованной продукции более позднего периода ставили клеймо с буквенной аббревиатурой "ДХЗ" - Дятьковский хрустальный завод. Клеймо имело разный вид и оформление. Иногда вместе с клеймом ставили цену. Например: на донышке граненого стакана ёмкостью 250 мл стоит знак "ДХЗ 7к", стакан на 200 мл - "ДХЗ 6 к ", розетка - "ДХЗ 4 к". Выпускалась эта продукция с 1961 (после денежной реформы Хрущева Н.С.) по 1963 годы.
 
 
В 1963 году был утверждён новый товарный знак завода. Аббревиатура "ДХЗ" в виде бокала: X- контур бокала, Д - в верхней его части, 3 - в нижней части ножки бокала. С этого времени и по 1985 год этот товарный знак ставили на продукцию, бумажные марки и упаковочные ярлыки. В фондах имеется коллекция марок этого периода с обозначением наименования изделия, сорта, ГОСТа и пр. Цвета марок разные в зависимости от вида изделия. На изделиях, предназначавшихся для экспорта, наклеивали красочные марки из цветной фольги, соответственно требованиям, общим для всех стекольных заводов.
 
 
С 1985 года и по настоящее время * Дятьковский хрустальный завод имеет другой товарный знак стилизованная буква "Д" в круге. Марки этого периода разные бумажные, из фольги разного цвета и формы. После разработки и внедрения фирменной упаковки в 2000 году, марки становятся одинаковой формы и цвета (синего "фирменного"). Логотип практически не изображается на изделиях за очень редким исключением. С таким тиснёным логотипом в фондах имеется прессованная розетка простого стекла.
 
 
Одним из наиболее ценных и очень интересных экспонатов коллекции изделий с гербами, монограммами, вензелями и надписями является кубок с гербами трех губерний - Смоленской, Орловской и Калужской, где были расположены предприятия промышленников Мальцевых. Довольно большой кубок, выполнен в очень сложной ручной технике: щиты гербов и короны над ними выпуклые, тончайшие рисунки исполнены методом химического травления. Создан кубок, предположительно, в 1850- 1860-е годы XIX века.
 
1884 годом датируется стакан с гербом. Методом химического травления выполнен герб и под ним надпись "ВСДКВ". Это герб войска Донского (Донской) области, высочайше утвержденный 5 июля 1878г. В этой же коллекции гладкий стакан с изображением двух перекрещенных якорей.
 
 Тонной принадлежности данного знака к какой- либо конкретной организации не удалось установить. Два перекрещенных адмиралтейских якоря не являлись самостоятельной официальной эмблемой и часто использовались как декоративный символ военного или гражданского флота.
 
 Возможно, что данный стакан был выполнен по заказу отставного офицера флота. Не исключено, что такие стаканы принадлежали кают-компании военного корабля или экипажа, но в этом случае обычно указывалось название корабля. В наших фондах стакан мог быть и без подписи, как образец для заказа.
 
В 1992 году художником Погребным В.К. создан хрустальный парадный сервиз с новым символом России - изображением двуглавых орлов. В это же время был выполнен заказ для представителей семьи князей Юсуповых: изделия с фамильным гербом.
 
Монограммы, вензеля, надписи нередко украшали разнообразные изделия. Образцы монограмм предлагаются заказчикам на страницах мальцовских прейскурантов 19 века. Одними из ценнейших экспонатов музея являются произведения Елизаветы Меркурьевны Бём. В России Елизавета Бём была широко известна прежде всего, как художник-график, автор великолепных силуэтов.
 
Бём Е.М. была одной из немногих художниц, творчество которой знали и очень высоко оценивали не только в Росси, но и за рубежом. На Дятьковском хрустальном заводе она создала лучшие стеклянные произведения в русском стиле, многие из которых получили золотые медали на выставках в Чикаго, Париже, Мюнхене и Милане. Выпускались ее произведения с собственноручной росписью маленькими тиражами или вовсе единичными экземплярами, что усиливает их антикварную ценность.
 
 Большую художественную и историческую ценность имеет набор "Зима", выполненный Елизаветой Меркурьевной Бём в 1897 году. В него входят графин, кувшин и стакан. Имитируя студеную русскую зиму, стекло заматовано, как бы припорошено снегом, по поверхности разбросаны тонко прорисованные снежинки, основание стакана и пробка кувшина изображают глыбы льда. Надпись по тулову кувшина выполнена белой эмалью, напоминающей сосульки. Вот что гласит эта надпись: "Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студеной водицы", как бы взятая со старинных русских лубков. О принадлежности произведений Е. М. Бём говорят ее автографы на каждом предмете "Елиз. Бём. 97 г.". Очень интересна история стакана из цветного стекла с двуглавыми орлами. В 1893 году художницей был выполнен из стекла умывальный набор. Набор декорирован люстровыми красками и расписан цветной эмалью. Изображены предметах стилизованные двуглавые орлы. По воспоминаниям художницы, выставке в Чикаго этот набор был приобретен одной из богатейших дам Америки, для императора Александра III, который чтил и любил все русское, был заказан следующий экземпляр. В фондах музея хранится стакан, выполненный в такой же технике и декоре.
 
 Вероятно, он не вошел в набор и остался на заводе как образец. Музей хранит также подаренные родственниками Елизаветы Меркурьевны солонку и стопку "Морское дно". Рисунок русалочки, рыбок выполнен в технике протравы кислотой, у основания подпись "Елиз.Бём".
 
1892 годом датируется молочник простого стекла с надписью, выполненной гравировкой "С.Н.Г.24 ноября 1892г.” Концом XIX века датируются также граненый стакан, с надписью живописными красками "На память", и кувшин цветного стекла, расписанный красками с памятной подписью; "Степан Иванович Евфросиния Константиновна Котовы". В коллекции находятся также фляжка и стаканчик из стекла "золотой рубин". На плоской поверхности фляжки с одной стороны эмалевой краской выполнен вензель "МН", на другой "На добрую долгую память", на стопке "Прошу кушать". Именным является и пресс-папье с фамилией "Ткачевский".
 
 К этой же группе экспонатов относится глыба зеленого стекла с надписью на грани "Н.Д.Оботников 1921, II,III". Подобного рода глыба не является единственной в своем роде. В 1901 году специалистами завода была подарена Л.Н.Толстому глыба темно-зеленого стекла, на одной из граней нарисована монограмма писателя и текст, в котором выражалась поддержка Толстому Л.Н. в связи с его отлучением от церкви. Эта глыба до сих пор стоит на письменном столе писателя в музее-усадьбе Ясная Поляна.
 
Образцом народного творчества является рамка для фотографии, любовно расписанная березками, обрамляющими рамку, для фотографии и надписями: "В день Ангела 1909г. 7окт. Отъ мастеровых ..."
 
В 1949 году вы полнены кувшины, посвященные 70-летию И.В. Сталина. На одном из них патриотический рисунок и надпись: "70 лет со дня рождения И.В.Сталина. Работа М-ра Козявина В.Н.", на другом - "Домик в Гори 21 декабря 1879г. В этом домике родился И.В. Сталин. Работа мастера И.А. Козявина". Мастером Бессоновой А.В. выполнен кувшин: "Любимому тов. Сталину в честь семидесятилетия со дня рождения. Работа мастера Бессоновой А.В.". Эти произведения очень точно отражают дух того времени.
 
Изображение партийных деятелей, патриотические тематические картинки - это отдельная обширная тема для выставки и исследования. В рамках данной статьи представлены лишь работы с автографами мастеров.
 
 Помимо серийной продукции на заводе исполнялись заказы отдельных организаций и фирм. К XIX веку относятся пивные кружки с надписью "Пиво заводов Ф.А.Злаказова С-вей Екатеринбург. Ирбит" и ещё одна с надписью "Пивоваренный завод С.Ф.Чистякова Омск", на задней поверхности - 1/40". Понятно, что выполнен заказ для пивоваренных заводов в Омске и Екатеринбурге. Загадка в цифрах 1/40. Возможно это одна сороковая какой-то меры объёма? Ёмкость данной кружки 300 мл, а если учесть, что в так называемом казённом ведре 40 фунтов жидкости, то получается емкость кружки одна сороковая ведра. Из этой же заказной серии прессованные розетка, кружка и тарелка на донышках изделий вытеснено -
 
 "От МФ 1903 на 10 лет" "От МФ 1914 на 10 лет". Как утверждает главный хранитель стекла ГИМа Смирнова Л.П., это даты выдачи патентов от Министерства Финансов.
 
Интересна также кружка простого стекла с гравированной надписью "N 10 Масковский". Надпись могла означать номер и название сервиза, а вот в слове "Московский” возможно произошла ошибка и, скорее всего» мастер написал, как слышал - "Масковский". Тем ценнее и "живее" этот экспонат.
 
В 1964 году были изготовлены стаканы с надписями "ТКТ" на некоторых из них надпись обрамлена виноградными листьями и гроздьями, что может говорить о том, что стаканы предназначены для сухого вина и выполнены по заказу Государственного комитета торговли. В фондах музея хранятся также стеклянные бутылки, производства мальцовских бутылочных фабрик, с вытесненными надписями напитков, для которых они сделаны, и предприятий, где выпускались.
 
Автор статьи Бабаева С.Н. г. Дятьково, 2008 г.

* - в настоящее время Дятьковский хрусталь выпускается под маркой "Мальцов". Соответственно продукция маркируется стилизованной буквой "М".
Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (02.06.2013)
Просмотров: 17988 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]