Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Мальцовское литье

Мальцовское литье

Автор Бауэр А. А - http://kirmuseum.ucoz.ru/publ/3-1-0-289

Традиционным видом изделий, выпускавшихся на песоченском и других металлургических заводах мальцовского округа на протяжении полутора-двух веков – с середины XVIII века до конца 30-х гг. ХХ столетия – было печное литье. Ассортимент этого вида был устойчив на протяжении десятилетий и включал в себя несколько десятков изделий – плиты и колосники, дверки и полудверки, вьюшки, отдушины, заслонки и т. д. (1).

В связи с расширяющимся спросом этой категории изделий объемы производства печного литья на мальцовских заводах во 2-й пол. прошлого века постоянно росли. Так, если в 1860 г. на Верхнепесоченском горноплавильном заводе было отлито посудного и штучного литья (куда включался и печной ассортимент) 96771 пуд на сумму 135479 рублей, то через полвека, в 1906 году, чернового литья (готовых изделий) было отлито 362782 пуда на сумму 685838 рублей (2).

В целях повышения конкурентоспособности печного литья, выпускавшегося также многими другими заводами центра России, усиления эстетической привлекательности изделий во времена Ивана Акимовича Мальцова (30-40-е гг. XIX в.) вводятся художественные элементы декора, в т. ч. и для такого «косного», чисто утилитарного предмета, как печные дверки из чугуна.

Традиции художественного литья из чугуна утилитарных предметов и камерной скульптуры в мальцовском округе была, может быть, воспринята под воздействием уральских заводов, в первую очередь, каслинских, не ранее 1830-х гг. На момент перехода семейного заводского дела в руки Сергея Ивановича Мальцова (в 1849 г. он вышел в отставку в звании генерал-майора и поселился в родовом гнезде – селе Дятьково Брянского уезда) в округе действовало 9 металлургических заводов, да еще три основал новый владелец позже (3). Из этого числа две трети предприятий были чугунолитейными, и на них – в Песочне, Людинове, Сукремле, Ивано-Сергиеве, Любохне, Радице, Хотькове – отливали печное и кухонное литье в разнообразнейшем ассортименте, в т. ч. украшенные сюжетными и орнаментальными композициями дверки.

Чугунные изделия мальцовских заводов, в т. ч. и печные дверки, регулярно выставлялись владельцами на различных мануфактурных и торгово-промышленных выставках в России. За полвека чугунные изделия завоевали медалей: 10 золотых, 22 серебряных, 8 бронзовых, 1 свидетельство, 13 похвальных листов (4).

Изделия печного литья 30-80-х гг. XIX в. до нас не дошли, самые ранние из сохранившихся в музейных и частных коллекциях предметов относятся к концу XIX – нач. ХХ вв., т. е. к периоду Акционерного общества мальцовских заводов (1894-1918). Поэтому и анализировать мы будем только изделия этого периода и более позднего времени, помня об устойчивой традиционности в производстве печного и других видов литья.

Итак, украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия в виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик. Подготовку модельщиков вели все ремесленные училища, созданные С. И. Мальцовым в заводских селениях. К концу 1850-х гг. относится первое упоминание о лепной мастерской на Песоченском заводе, в которой изготавливали с рисунков фигурные формы для отливки предметов (5).

Представление о сюжетном и орнаментальном разнообразии художественных рельефов с печных дверок дают сохранившиеся в архивах и музеях каталоги и прейскуранты мальцовского акционерного общества (6), а также находящиеся в музейных и частных коллекциях и бытовом использовании предметы (7). Однако атрибутировать эти вещи, в силу их плохой сохранности и малого числа, весьма сложно. В это время на чугунных изделиях ставилось общее клеймо (товарный знак) в виде мальцовского родового герба (две скрещенные шпаги, между ними вверху восьмиконечная звезда). По окружности щита шла аббревиатура акционерного общества «АОМЗ» и сокращенное название завода, например «ПЗ» (Песоченский завод), или «МПЗ» (Мальцовский Песоченский завод). До создания АОМЗ (1894) чугунные изделия клеймились следующими клеймами: товарный знак с фамилией владельца и названием завода: «Песочня. Мальцов. з-д». Или «Людиново», «Мальцова, ЛЗ» или «СЗ» (Людиновский или Сукремльский заводы).

Как правило, дверки выпускались парными – большая (топочная) и поддувальная, или полудверка. По типу они делились на герметические (с наружным засовом-коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывалась и открывалась снаружи ручкой-вертушкой, или костылкой). В свою очередь, герметические состояли из следующих групп, или образцов: одесская, ковенская, московская, двинская, рижская, петербургская (8).

Подтипами простой дверки был комплект из большой и поддувальной дверок в одной раме размером 44х33 см и 40х29 см. Каталог печного литья и сохранившиеся в натуре изделия свидетельствуют, что именно эти предметы несут наибольшую декоративно-художественную нагрузку в виде орнамента и сюжетных сценок. Вот названия сюжетов (в моем авторском наименовании – в прейскуранте они стоят под номерами) некоторых таких дверок: «Охотник на охоте», «Пастораль», «Всадник с нагайкой», «Ездок на ослике», «Схватка львов», «Отливка чугунных изделий на заводе», «В кузнице», «Катание на санках», «Античная квадрига» и ряд других жанровых сценок. При минимуме художественных средств достигается значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими произведениями искусства. Забываешь даже, что перед тобой массивная утилитарная вещь – чугунная дверь для печи.

Исключительный декоративный эффект достигается использованием различных типов орнамента – растительного и геометрического. Сочетание разнообразных орнаментальных форм – розеток и линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев, различных вычурных картушей создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами, а также в композициях типа «натюрморт». Например, в «Военном натюрморте», где композиция состоит из перекрещивающихся ружья и сабли в ножнах и наложенных на них кирасы и подсумка. Все это в единую композицию объединяют растительный («лавровый») венок по окружности натюрморта и изощренно извивающаяся лента. Композиция обрамлена по периметру дверки орнаментальным фризом, состоящим из четырех различных декоративных элементов.

Оригинальна дверка с натюрмортной композицией «Виноградная лоза»: из античной вазы в центре, стоящей на архитектурном сооружении, символизирующем усадебный пилон, в обе стороны вьется длинная лоза, причудливыми изгибами занимающая боковое пространство композиции. Все изображение заключено в две рамки: линейную и орнаментированную в виде двойной широкой сплетенной ленты.

К печному литью относятся и каминные решетки, вернее будет сказать, чугунные камины в сборе, напоминающие раннесредневековую резьбу по камню Владимиро-Суздальской земли. Утонченное и изящное ажурное литье, состоящее из многих десятков декоративных элементов – от простейших геометрических до сложных фигур (голова льва, грифон, амурчик и др.) вызывает представление о чем-то легком, невесомом. На самом деле, впечатление это обманчивое: каждый камин, в зависимости от типа, весит от трех до семи пудов (48 и 112 кг) при весьма внушительных размерах (101х88 см, 66х57 см).

В нач. ХХ в. мальцовское акционерное общество стало производить на своих чугунолитейных заводах несколько типов новых отопительных приборов – печи «Метеор», колонки круглые простые и двойного действия, декоративные печи из радиаторов «Альфа» с подогревательным шкафом и некоторые другие, в оформлении которых использовались художественные элементы, позволяющие их также причислить к произведениям прикладного искусства.

В советское время, в связи с перепрофилированием бывших мальцовских металлургических заводов на выпуск санитарно-технической и строительной продукции, а также производственной номенклатуры группы «А» (средства производства), изготовление печного и другого художественного литья постепенно к концу 1930-х гг. сошло на нет (9). Однако в 1990-е гг., под воздействием рыночного спроса,  ОАО «Кировский завод» (бывший Песоченский чугунолитейный), ОАО «Кронтиф» (бывший Сукремльский) и ряд других бывших мальцовских предприятий возобновили производство художественного литья (камины, намогильные памятники и пр.), среди которого появляются и предметы печного литья, декорированные сюжетными и орнаментальными композициями.

Примечания:

1. См. Бауэр А. А. Печное литье как произведение искусства //Знамя труда (Киров), 1998, 25 июня; Он же. Песоченское печное литье //Приокская газ., 1998. - № 48. – С. 6.

2. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 162, л. 44об.

3. См. Серебряков Г. Ф. Развитие промышленности Мальцовского округа: Ист. оч. – М., 19. – С. 78.

4. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 88, л. 3.

5. См. Тарасенков И. Обозрение фабричной и заводской промышленности Калужской губернии // ПККГ на 1861 г. – Калуга, 1861. – С. 224.

6. ГАБО, ф. 105 (ОДФ), оп. 2, д. 88 (Илл. прейскурант памятников, крестов и решеток АОМЗ).

7. Из музейных собраний бывшего Мальцовского округа печное литье представлено в коллекциях: Народный музей истории  ОАО «Людиновотепловоз» (8 ед.); Кировский городской историко-краеведческий музей (45 ед.); Музей истории пос. Ивот (4 ед.); Музей истории пос. Бытошь (7 ед.); музей истории  ОАО «Кронтиф» (Людиново) – 10 ед.); Ист. выставка  ОАО «Кировский завод».

По нескольку предметов печного художественного литья мальцовских заводов также представлено в музеях Калуги: обл. краеведческом; Доме-музее мастеров; Музее ремесла, архитектуры и быта; Брянска (обл. краевед. музей) и Дятькова (район. краевед. музей), а также в частных коллекциях Г. Е. Савина, А. Н. Мохначева (Киров).

8. Илл. прейскурант чугунного литья АОМЗ. – СПб., 1913 (Нар. музей истории  ОАО «ЛТЗ»).

См. приложения № 1-7 к наст. работе.

9. Еще в 1920 г. Песоченский завод изготовил чугунных изделий 49134 пуда, из них печного литья – 16427 пудов, или 33,4% от всего объема производства //ГАБО, ф. Р-287, оп. 1, д. 204, л. 37.

10. Выражаю признательность за ценные советы и помощь в работе Н. И. Ерохиной и С. А. Чепуркину (Людиново), В. П. Шойко (Ивот), М. Л. Герчикову (Бытошь), В. А. Ткаченко (Калуга), В. В. Хухареву (Тверь), В. В. Жукову, А. Н. Мохначеву (Киров).    

Фото

Печная дверка "Квадрига". Кон. 19 - нач. 20 века. Из частного собрания.



Печные полудверки "Квадрига". Кон. 19 - нач. 20 века. Из частного собрания.

Печная топочная дверка "Военный натюрморт"

Утюг клеймленый буквами ЛЗ - Людиновский завод. Кон. 19 - нач. 20 века.


Утюг

Чугунок? Клеймо СЗ. Сукремльский чугунолитейный завод.

Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (03.08.2013)
Просмотров: 5931 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]