Главная » Статьи » Этнография

Обрядовый праздник “Шостое” в Дятьковском районе.

 

           Обрядовый праздник “Шóстое” в Дятьковском районе.

Автор Толипова С.Н.

Статья из сборника "Дятьковский район. Страницы истории". Выпуск 4. Дятьково 2014 г.

Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается и духовная, и материальная культура нации. Приобщение детей к народному творчеству, в частности к фольклору, предполагает решение проблемы культурной преемственности эстетического, художественного и нравственного воспитания. Дошедшее до нас из глубины веков народное творчество несёт людям свет красоты и добра. Фольклор не только формирует творческую личность, но и помогает глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей малой родине и отечеству. “Шостое” - праздник Дятьковского района Брянской области.

За шесть дней до Троицы и Духова Дня, девушки, девочки и женщины выходили за околицу хоронить "кукушку", поэтому праздник и называется "Шостое". В языческие времена птицу (кукушку) убивали, обряжали в саван и хоронили. После крещения Руси собирали траву с голубыми цветочками, свивали в жгуты и делали куколку. В некоторых селах Дятьковского района куколку кукушки делали из прошлогодней соломы.

Обряд проводили в березовой роще, около ржаного поля. Он символизировал перерождение девочки в девушку (инициацию). Ребята в обряде не участвовали. Как правило, самая старшая женщина в селе объявляла: "Сядня будем какушку кстить! Я сабе куму уже выбрала". Девушки собирали в лес корзинки с едой (кто на что богат) и с песнями, частушками шли за околицу. Там разводили костер и готовили общую трапезу.

Обряд начинался с крещения кукушки. Куколку ставили на колоду (пень), вешали ей крестик из травинок, пели величальную песню:

Какушачка, голубая, ладу ладо.

Какушачка, расти большая!

Выша елащки на три елащки!

Ладу ладо!

Пы всем лугам, пы балотам,

Ладу ладо!

Пы балотам, пы калодам

Ладу ладо! (Местный диалект)

Затем девушки кумились. Для этого завивали веночки из веток березы, целовались через него и дарили друг другу ленты, бусы.

Ну-ка, кумушка, мы покумимся.

Ты мне - кумушка, я табе - голубушка.

Кумушками девушки оставались на целый год, до следующего праздника.

А покумимся, кума,

А потешимся, душа,

А кома нам не драться, а кома не бороться.

Покумившись, садились за общую трапезу. Готовили на большой скороводе яичницу (глазовню) и угощались, чем Бог послал.

Наступала минута прощания с кукушечкой:

Прощай, прощай, какушачка.

Прощай, прощай, рябушечка.

До новой весны До новой травы.

До новой зари.

До новых берез!

Мы к табе ещё придем.

Затем хоронили куколку. На ржаном поле выкапывали ямочку, туда клали куколку и засыпали землей, только голова (голубые цветочки) оставалась на поверхности. Хоронили кукушечку и загадывали желание. И, если ребята не найдут "могилку”, не разорят её, то желание обязательно сбудется.

На Троицу девушки возвращались на место обряда, отламывали с березы веночки (закрученые на Шостое) и пускали их по реке. Каждый веночек загадывали на каждого члена семьи. Смотрели, потонет веночек или нет. Считалось плохой приметой, когда веночек уходил на дно. А на другом берегу реки ребята вылавливали девичьи веночки и хвалились друг перед другом.

Девушки раскапывали кукушечку и привязывали ее к самой высокой ветке березы, что символизировало воскрешение и перерождение.

Подробнее о празднике можно почитать тут - http://folk.rusign.com/s/56.html

Категория: Этнография | Добавил: любослав (05.01.2016)
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]