Главная » Статьи » История с 1917 по 1945 год. История партизанского движения

Эпизод из боевой деятельности 113 ОБАД на территории Дятьковского района в августе 1943 года.

 

Эпизод из боевой деятельности 113 ОБАД на территории Дятьковского района в августе 1943 года.

 

Источник - Краеведческий сборник "Дятьковский район.

Страницы истории", выпуск 7. Дятьково. 2017 г.

Автор - Шемякин Н.М. краевед г. Дятьково.

 

В июле 2017 года в историко - краеведческий музей Дятьковского района и города Дятьково удалось доставить довольно интересный экспонат, непосредственно связанный с освобождением района от немецко-фашистских захватчиков. Это было шасси бомбардировщика ИЛ-4, принадлежащего 3-й эскадрильи 836 БАП 113 БАД 15 ВА, сбитого 23 августа 1943 года.

Обнаружено оно было довольно давно, в овраге по которому течет ручей Жёлтый, впадающий в реку Болва недалеко от пристани Шаховая.

Многие жители близлежащих деревень знали об этом и многих других сбитых здесь самолетах, но только сейчас удалось привезти некоторые его детали в музей, провести исследование, выявить некоторые подробности гибели машины и его экипажа.

Начну с того, что в августе 1943 года линия фронта все ближе и ближе приближалась к нашим краям, уже 5 августа освобожден город Орел, за ним наши войска освободили город Карачев. Немецкое командование прекрасно понимало возможность предстоящего окружения и последующей потери ключевых пунктов своей обороны. В рамках операции по планомерному отходу «Осенний праздник», отводит свои части с линии «Хаген» на линию «Десна», постоянно задерживаясь на промежуточных рубежах, один из которых пролегал в районе Улемль, Стайки, Орля, с возможностью в любой момент выйти к оборонительной линии «Болва». На данном участке оборонялись части вермахта – 296 и 134 пехотные дивизии, все еще довольно сильные, хотя и потрепанные в предыдущих боях, совместно с ними оборонялись и части восточных добровольцев, например в районе деревни Иночка оборонялся батальон «Десна», в составе 134 пехотной дивизии на 1 августа 1943 года состояло до 521 добровольца, вооруженные 500 винтовками и 21 пистолетом. (Архив США NARA, T-315, Roll – 1411).

Командование Брянского фронта понимало возможность и необходимость прорыва на данном участке, а так же о необходимости оказания поддержки наступающим наземным войскам частями авиации, в связи с чем командование 15 воздушной армии получило указание на поддержку наземных войск в направлении на Дятьково. 22 августа 1943 года командующим 15 воздушной армии была поставлена боевая задача 113 ОБАД на проведение бомбардировочного удара.

Далее я представляю отчет о проведении 23.8.1943 г. бомбардировочного налета, данный отчет хранится в ЦАМО в городе Подольск, фонд 113 БАД, опись 1, № дела 7, предоставленный Барковым В.В.

 

-ОТЧЕТ-

о проведении бомбардировочного удара 113 отдельной бомбардировочной авиационной дивизии 23.8.43 года.

Обстановка: Противник на Брянском фронте и особенно на участке севернее Брянска оказывал сильное огневое сопротивление нашим наземным войскам и продолжал улучшать свою оборону,

ВВС противника: группами 20-25 бомбардировщиков под прикрытием 8-10 истребителей действовали по боевым порядкам наших войск на левом фланге Брянского фронта. 15 ВА бомбардировочными и штурмовыми ударами по переднему краю обеспечивала наступление наземных войск Брянского фронта.

22.8.43 г. в 15.30 Командующий 15 ВА на своем КП устно поставил боевую задачу начальнику штаба дивизии: « 11 ОБАД 23.8.43 г. в 7.30 бомбардировочным ударом уничтожить живую силу и технику противника в пунктах: УЛЕМЛЬ, ДУБРОВКА, ЯСНАЯ ПОЛЯНА, БЕРДОВКА, БОЛ.ЖУКОВА, Р0МАН0ВКА. Действия бомбардировщиков прикрывают истребители 11 САК из расчета на каждую девятку 6 истребителей типа Як-9 и одновременно патрулирование 8 Як-8 в районе целей».

В 18.00 всем полкам было отдано предварительное распоряжение на боевые действия 23.8.43 г.

После того, как штабом дивизии были отработаны все боевые документа на основании принятого решения, командиром дивизии в 18.30 на КП начальник штаба устно поставил боевую задачу, к этому времени собравшимся командирам всех полков: «6 бап 23.8.43 в 7.30 двумя девятками под прикрытием истребителей 293 иап уничтожить живую силу и технику противника в пункте БОЛ.ЖУКОВА, пос. ДУБРОВКА, РОМАНОВНА. 815 бап 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками пол прикрытием истребителей 148 и 4 иап уничтожить живую силу и технику противника в п.ДУБРОВКА. 836 бап 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками под. прикрытием истребителей 148 иап уничтожить живую силу и технику противника в пункте УЛЕМЛЬ. Для обеспечения боевого вылета дивизии 23.8.43 г. выделить один экипаж для разведки погоды по маршруту полета общей группы до рубежа ХВАСТ0ВИЧИ - ШИГРЫ и обратно. Разведчик погоды идет с интервалом от

первой группы, по времени 10 минут и радирует о состоянии погоды ведущим групп и на КП дивизии.

840 бап 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками под прикрытием истребителей 293 иап уничтожить живую силу и технику противника в пунктах: ЯСНАЯ ПОЛЯНА, БЕРДОВКА».

Со всеми командирами полков и их штурманами был детально разработан бомбардировочный удар. Особенно начальником штаба дивизии был заострен вопрос компактности боевого порядка в девятках и в полках, поддержания огневого взаимодействия, быстрый и своевременный сбор и точное время прохода ИПМ, аэродромы истребителей и прибытие на цель, ни в коем случае не заходить в облачность.

В 19.00 командирам полков было вручено боевое распоряжение с приложениями: штурманские указания, приказание по связи, приказание на разведку, схема и описание целей.

В 20.00 во все полки убыли командиры штаба дивизии для контроля за подготовкой и выполнением боевого приказа командира.

На рассвете 23.8.43 г. со всеми данными для организации прикрытия был выслан от бомбардировщиков представитель к истребителям.

23.00 22.8.43 г. подготовка к боевому вылету во всех полках была закончена, по докладу представителей штаба в полках подготовка прошла хорошо.

Время для подготовки было ограничено, как для штаба дивизии так и для штабов полков, но несмотря на это исполнители с подготовкой и организацией боевого вылета справились хорошо.

В 4.30 23.8.43 г. полки донесли на КП дивизии о готовности к боевому вплету в полном составе.

Взлет полков начался согласно расчетного времени в 6.00 .

Таким образом согласно распоряжения боевой порядок дивизии состоял / см. схему 1 /.

Дивизия к цели должна была следовать в колонне на дистанции между девятками З00 мт. и между полками 3 км. Головные девятки в полках прибывают самостоятельно, проход ИПМ между полками с интервалом через 1 минуту.

Встреча с истребителями в 7.10 над аэродромом истребителей на прямой с Н- 3000 мт.

Практически боевой порядок дивизии был нарушен. 6 бап в воздухе собрался очень быстро, время прохода ИПМ не выдержал и ушел не боевое задание с упреждением на 10 минут, вышел вперед, тем самым нарушил общий боевой порядок дивизии и ввел путаницу в присоединение истребителей прикрытия к своим группам.

Таким образом сбор и построение групп происходило медленно, интервалы, между девятками и полками не выдерживались.

Из вылетевших на боевое задание 72 самолетов две Ил-4 из-за неисправности матчасти произвели вынужденную посадку на свои аэро-дромы, 70 самолетов ушли на боевое задание.

Взлетевшие истребители сопровождения с ходу не могли пристроиться к своим группам бомбардировщиков, в результате чего 836 бап ушел с малым прикрытием / 4 Як-9 на 18 Ил-4 /.

В 7.28 - 7.32 23.8.43 г. дивизия 70-ю самолетами Ил-4 с первого захода группами 8-9 самолетов под прикрытием истребителей II САК с Н 3000-3200 мт. нанесла бомбардировочный удар по живой силе и технике противника в пунктах: УЛЕМЛЬ, ДУБРОВКА, ЯСНАЯ ПОЛЯНА, БЕРДОВКА, БОЛ. ЖУКОВА, пос. ДУБРОВКА, РОМАНОВКА,. Бомбометание производилось серийно по сигналу ведущего в звеньях.

Израсходовано: бомб 651 ФАБ-100, 10 ФАБ-250, 178 АО-25, 37 АО-15, 128 АО-8, 41 о АО-2,5 общим тоннажем 74 тонны. 666 кг., патрон: БС - 300, УБТ - 275, ШКАС - 4200 штук.

В результате бомбардировочного удара создано: 22 очага пожара сопровождавшихся большими взрывами, 7 сильных взрывов. Особенно отмечены большие взрывы в пунктах: БОЛ. ЖУКОВА и много пожаров в РОМАНОВНА, ДУБРОВКА.

Наблюдением экипажей бомбардировщиков и летчиков истребителей отмечены: прямые попадания и разрывы, бомб по целям.

Результаты бомбардировании и разрывы бомб сфотографированы, фотосхемы подтверждают точные попадания по всем целям.

Предположительно взорвано: 7 складов с боеприпасами, подавлено до 6 батарей артиллерии уничтожено до роты пехоты и до 15 автомашин.

Над целью все экипажи были обстреляны интенсивным огнем ЗА среднего калибра до 6-ти батарей. Один самолет Ил-4 над целью был подбит огнем ЗА.

Вторая девятка 836 бап после ухода от цели при развороте не свою территорию осталась без прикрытия истребителей / всего на 18 Ил-4 было 4 Як-9 / и была атакована истребителями противника до 10-ти ФВ-180.

Истребители противника производили атаки снизу - сзади, сбоку - сзади. Три самолета Ил-4 были сбиты и горевшие упали на территорию противника от линии фронта в 3-х км.

Из сбитых самолетов возвратились в свою часть 3 летчика, 2 штурмана и 1 стрелок-радист.

2 самолета Ил-4 получили повреждения от ЗА противника, один летчик получил легкое ранение от осколков ЗА. Остальные 66 самолетов, после выполнения боевого задания, произвели благополучно посадку на свои аэродромы.

Результаты бомбометания командующим 15 ВА и наземными войсками оценены ХОРОШО.

Нанесенный бомбардировочный удар 23.8.43 г. содействовал продвижению наземных войск Брянского фронта и быстрому овладению опорными пунктами противника.

ВЫВОДЫ:

I. 23.8.43 г. поставленная боевая задача Командующим 15 ВА была выполнена хорошо.

2. Дивизия своим бомбардировочным налетом, равным удару 6-ти полкам штурмовиков, нанесла значительный ущерб противнику и дала возможность наземным войскам Брянского фронта сломить сопротивление отдельных опорных пунктов противника и продвинуться вперед на 4 - 7 км.

3. Дивизия из 77 экипажей, участвовавших в бомбардировочном налете, понесла боевые потери: 3 самолета Ил-4 от потребителей противника и I Ил-4 от огня зенитной артиллерии, в свою часть возвратились 3 летчика, 2 штурмана к I стрелок-радист.

4. Недостатками проведенного бомбардировочного удара 23.8.43 года явились:

а/ Взлет, сбор и подстраивание групп происходили медленно, вследствие чего порядок построения общей колонны был не выдержан. Одна группа бомбардировщиков / 18 Ил-4 / прибыла на аэродром истребителей за 10 минут раньше расчетного времени и тем самым дезорганизовала взлет истребителей и очередность прикрытия.

б/ Организация радиосвязи взаимодействия была организована плохо. Начальник связи II САК дал своим истребителям не точные радиоданные, отсутствовала договоренность начальников связи бомбардировщиков и истребителей. Радиодисциплина в воздухе нарушалась, отсюда ведущие групп бомбардировщиков не могли управлять истребителями прикрытия.

в/ Командир II САК точно не выполнил приказа Командующего 15 ВА и не обеспечил полного прикрытия истребителями, вместо 6-ти истребителей на 9 бомбардировщиков было 2-4, а в районе целей патрулировало также меньшее количество истребителей и, чем указывалось в боевом приказе Командующего 15 ВА.

5. Дивизия боевые потери / 4 самолета Ил-4 и 10 человек / понесла исключительно из-за плохого прикрытия бомбардировщиков истребителями и плохой организации огневого взаимодействия в строю девятки в момент резкого разворота при уходе от цели на свою территорию.

6. Ведущие групп бомбардировщиков не учли тактику взаимодействия ЗА и ИА противника / зенитка в районе цели бьет по бомбардировщикам, расстраивая боевой порядок, а истребители противника парами и даже одиночки сзади - снизу сбивают наши самолеты, отбившиеся от групп /.

Согласно представленного отчета, 113 ОБАД понесла боевые потери от истребителей ФВ-190 – 3 самолета и 1 самолет был сбит зенитной артиллерией противника.

Сбитые истребителями бомбардировщики из состава 836 БАП горящими упали в 3-х километрах от линии фронта, как раз в том районе, где и было обнаружено шасси и части фюзеляжа.

О месте падения сбитого зенитной артиллерией самолета не указано.

Схема № 1 из представленного отчета

На основании именных списков потерь личного состава 836 БАП в этот день понес потери в количестве 8 человек, и 1 штурман попал в плен (согласно немецких документов).

Известны так же и тактические номера самолетов, и их командиры - №28 (Кричмар), №29 (Львов) и №14 (Голубев). Эта информация стала известна благодаря записной книжке инженера-капитана Матвеева А.И., который служил инженером 3 авиаэскадрильи в 836 БАП.Из неё известны и некоторые подробности возвращения в свою часть сбитых в этот день Кричмара и Голубева.

В 11 томе книги Памяти, на 310 странице имеется упоминание о том, что младший лейтенант Алексей Дмитриевич Голубев обожженный несколько дней скитался по нашим лесам, вышел к Болве и в воде прятался от фашистов, искавших его по берегу с собаками, как стало известно из записной книжки Матвеева А.И., он вернулся в свою часть лишь в сентябре.

 

ПРИВЯЗКА ПИЛОТОВ ПО САМОЛЕТАМ

ИЛ-4 №14 2 АЭ 836 БАП 113 ОБАД

Летчик – ст.лейтенант Голубев А.Д. (23.8.43 г. спрыгнул с парашютом, попал в плен, сбежал, в свою часть под Тулу вернулся в конце сентября);

Штурман – мл. лейтенант Кирюхин П.П. (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.);

Воздушный стрелок-радист – сержант Радюшкин (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.);

Воздушный стрелок – Бабкин А.А. старший сержант, механик по электрооборудованию, по своей инициативе иногда летал в качестве воздушного стрелка (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.).

ИЛ-4 №28 3 АЭ 836 БАП 113 ОБАД

Летчик – лейтенант Кричмар Я.С. (23.8.43 г. спрыгнул с парашютом, попал в плен, сбежал, в свою часть под Тулу вернулся в конце сентября);

Штурман – мл. лейтенант Кацимон И.Ф. (23.8.43 г. спрыгнул с парашютом, попал в плен, сбежал, в свою часть под Тулу вернулся в конце сентября);

Воздушный стрелок-радист – ст.сержант Равнягин И.Г. (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.);

Воздушный стрелок – Рак К.К. ст.сержант (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.).

ИЛ-4 №29 3 АЭ 836 БАП 113 ОБАД

Летчик – ст. лейтенант Львов А.П. (23.8.43 г. был сбит, дотянув до линии фронта посадил разбитую машину);

Штурман – ст. лейтенант Троицкий П.Г. (23.8.43 г. спрыгнул с парашютом, попал в плен при переходе линии фронта рядом с Улемлем);

Воздушный стрелок-радист – ст. сержант Немцев И.Д. (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.);

Воздушный стрелок – сержант Дьячков И.С. (не вернулся с боевого задания 23.8.43 г.).

 

Интересно, что удалось даже обнаружить фотографию ИЛ-4 под №28, идущего на задание 23 августа 1943 года, а так же летчика, старшего лейтенанта Голубева А.Д.

ИЛ-4 №28 2 АЭ 836 БАП 113 ОБАД

Ст.лейтенант Голубев А.Д.

Таким образом, можно предположить, что 2 самолета ИЛ-4 № 28 и № 14 разбились, а № 29 был посажен на вынужденную посадку своим командиром Львовым А.П., круг поисков нашей машины сузился до 2-х, к сожалению прибыв на место гибели, было обнаружено что двигатель, по номерам которого можно было бы с лёгкостью определить точный экипаж данной машины был вытащен, и сегодняшнее его местоположение неизвестно, однако на фрагменте фюзеляжа удалось прочитать номер, выбитый в 2-х местах (111301), скорей всего это и есть номер самолета, поиск в архиве на сегодняшний день продолжается.

Ниже – фрагмент карты, с отметкой места падения самолета.

 

Из воспоминаний Сысоевой Татьяны Семеновны (жительницы деревни Большая Жукова, очевидицы описываемых событий) со слов её внука, Гришкова Василия Николаевича, записанных 17.7.2017г.

По рассказам взрослых ребят, недалеко от школы в деревне Большая Жукова во время войны упал и сгорел самолет. Мне было лет 7, когда мы с ребятами бегали на это место, и, щупая землю длинными железными щупами, пытались нащупать заветный пистолет, но попадались лишь куски расплавленного и покореженного металла и прозрачная слюда, с остекления кабины пилота.

Как-то принес ее домой, показал бабушке, и тогда она рассказала мне эту историю, надолго отложившуюся в моей памяти.

Это было в конце лета 1943 года, ранним утром со стороны Болвы послышался какой-то гул, мы жили недалеко от школы, в которой у немцев был толи штаб, толи склад. Гул постепенно нарастал, превращаясь в непрерывный шум, почуяв неладное, мы спустились в погреб у дома, немцы к тому времени полностью пробудились и метались по деревне что-то крича.

Вскоре, со стороны Улемля стали различаться отдельные взрывы. Через несколько минут и наш подвал сильно затрясло, земля ходила ходуном, никто толком не мог понять, что происходит.

Спустя несколько минут взрывы прекратились, пахло гарью и дымом, в нашей деревне горело несколько домов, со стороны Романовки что-то чадило, мы вылезли из погреба, над нашими головами на большой высоте шли самолеты, стали считать, 20, 30, 50… 70, как много, немного в стороне от основной массы оторвались несколько самолетов, по ним стреляла немецкая зенитка, «лишь бы не попали» - думали мы, но один самолет вскоре с чёрным хвостом потянулся к земле, где он упал - я не знаю, слишком было далеко.

Вдруг со стороны Дятьково на небольшой высоте промчались 10 немецких «ястребков», так мы называли их истребители, они набросились на оторвавшиеся от основной группы 3 самолета, через несколько минут они каждый по очереди загорелись и устремились к земле.

В воздухе повисло несколько одуванчиков, это спускались на парашютах наши летчики, немцы по ним не стреляли – хотели поймать живыми. Горящие самолеты ушли в сторону Болвы и там упали.

Немного позже мы узнали, что троих пилотов немцы все же поймали, одного увезли в Брянск, а двоих заперли в сарае деревни Малая Жукова, приставив к ним охрану.

Охраной оказался мой отчим, участник гражданской войны, Сысоев Василий, не по своей воле он оказался у немцев, он был там по заданию партизан.

Стоя у закрытого сарая, нехорошие думы посещали Василия, ведь его родные были в деревне, их могли расстрелять… А еще его родной сын Петр служил в Красной армии, находясь в блокадном Ленинграде обслуживал самолеты на аэродроме, терпя все лишения войны, голод и холод. Ведь на месте этих пилотов мог оказаться и он. Ни минуты не сомневаясь, Василий сломал замок, выпустил пилотов, вместе с ними забрал меня и детей и мы все ушли в лес в партизанский отряд. К сожалению, имен их я не помню.

В отряде я готовила, стирала белье, пилотов немного подлечили, и помогли им перейти линию фронта в районе города Киров. А вскоре наш район освободили.

Спустя несколько лет после войны, в дом Василия Сысоева, живущего все в том же доме, в Большой Жукове постучались, на пороге стоял с подарками один из тех трех летчиков, спасенных им в августе 1943 года.

 

Применяемые сокращения:

1. ОБАД – отдельная бомбардировочная авиационная дивизия;

2. БАП – бомбардировочный авиационный полк;

3. БАД – бомбардировочная авиационная дивизия;

4. ВА – воздушная армия;

5. КП – командный пункт;

6. САК – смешанный авиационный корпус;

7. ИАП – истребительный авиационный полк;

8. ФАБ – фугасная авиационная бомба;

9. АО – авиационная осколочная (бомба);

10. БС – обозначение бронебойно-зажигательной пули калибра 12.7 мм;

11. УБТ – универсальный Березина турельный;

12. ШКАС – Шпитальный Комарицкий Авиационный Скорострельный (пулемет);

13. ЗА – зенитная артиллерия.

 

Источники:

1. ЦАМО Ф.20159 (113 БАД) Оп.1 Д.7;

2. 11 том книги Памяти, стр.310.

3. Архив США NARA, T-315, Roll – 141

4. Материалы музея Мещовской средней школы, музей   посвящен авиаэскадрилье "Мещовский колхозник" 836 БАП. Руководитель - Зорюков Дмитрий Васильевич

Категория: История с 1917 по 1945 год. История партизанского движения | Добавил: любослав (21.04.2018)
Просмотров: 1585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]