Главная » Статьи » История с 1917 по 1945 год. История партизанского движения

ПЕСОЧЕНСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАЯНС 1920-Х  ГОДОВ: НОВЫЕ НАХОДКИ И  АТРИБУЦИИ.


ПЕСОЧЕНСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАЯНС 1920-Х  ГОДОВ: НОВЫЕ НАХОДКИ И  АТРИБУЦИИ.

 

Автор - БауэрА.А.. Опубликовано: "Дятьковский район. Страницы истории". Историко-краеведческий сборник, Выпуск  IX. Дятьково 2019 г.
                                    
Песоченская фаянсовая фабрика, основанная Сергеем Ивановичем Мальцовым в 1853г. и арендованная в 1899г. Товариществом М.С. Кузнецова уже у новых владельцев –  Акционерного общества мальцовских заводов (АОМЗ)  – в начале 20 века переживала период реконструкции и расширения объемов производства и внедрения новых технологий декорирования изделий. 


Покупателями кузнецовского  фарфора и фаянса были широкие демократические слои города и деревни, давно оценившие потребительские свойства песоченской посуды. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что почти в каждой интеллигентской и рабочей семье, в мещанской среде была в использовании кузнецовская посуда. Ну и во многих домах были фаянсовые корзинки, сухарницы, медальоны, кувшины, подносы, подсвечники, вазы, пепельницы, цветники, скульптуры и прочие художественные вещи, выпускавшиеся на песоченской фабрике. В этой группе кузнецовского фаянса были выработаны на основе традиций народной росписи такие виды живописного декора, как «агашки», «манер» (растительный орнамент) и «прозолоть» (роспись золотом), отразившие в своей стилистике убыстренный темп работы мастериц. Однако отдельные штучные веши, такие, как напольные и настольные вазы, настенные медальоны и ряд других, требовали художественно-сюжетной росписи. К счастью, сегодня нам известны имена двух песоченских художников первой трети ХХ века, работавших в технике авторской росписи с индивидуальными приемами письма. Возможно, кто-то из них или их учеников расписал уже в конце 1930-х гг. вазу (находится в экспозиции городского музея) в стиле модерн начала века, что лишний раз говорит об устойчивости традиций в художественном фаянсе.


Архивные документы донесли до нас имена тех людей, что руководили производством утилитарного и художественного фаянса в Песочне на рубеже двух эпох – кузнецовской (до 1919 г.) и первых советских лет. Это были Иван Спиридонович Безсмертнов, старший скульптор-отборщик точильной мастерской, и Д. А. Лагузин, заведующий живописной мастерской. Основными художниками по фаянсу трудились коренной песоченец Андриан Матвеевич Переборщиков, а также переведенный с Дулевской фабрики Кузнецовых в Песочню Михаил Иванович Снопов (1881-1958), долгие годы сам расписывавший штучные вещи, а в советское время – мастер, позже начальник живописного цеха. Хранящиеся в музейных и частных собраниях фаянсовые предметы, имеющие клейма и атрибутированные как изделия песоченской фабрики, трудно приписать конкретно кому-то из названных художников, ведь были и другие мастера, имен которых мы пока не знаем. Тем не менее, все эти предметы из кировского музейного и частных собраний отмечены печатью настоящего искусства и имеют несомненную художественную ценность. 


…Второе десятилетие ХХ века в русской художественной промышленности было ознаменовано переходом от модерна к классицизму, что в кузнецовском фарфоре и фаянсе выразилось в применении декольной техники. Массовая репродукционная деколь (наклейка-картинка) позволила имитировать старинный художественный фарфор. Механический метод декорирования изделий сочетался с подражательным характером изображения. В силу художественной техники деколь «для яркости» проходили на песоченской фабрике цветом. Почти одновременно на кузнецовских производствах была внедрена «аэрографная» техника или «трафарет»: распыляя краску, изделие окрашивали в 1-3 тени.
Победа большевиков в октябре 1917 года и начавшиеся социалистические преобразования затронули все стороны жизни в России. Не осталась в стороне и такая отрасль художественной промышленности, как фарфорово-фаянсовое производство. Качественно новым явлением, ставшим не только этапом в художественном декорировании посуды, но и средством идейного воспитания широких масс населения (можно даже сказать, одним из действенных инструментов идеологической деятельности партии) стал агитационный фарфор и фаянс. В этом художественном направлении, призванном соединить художественные и идеологические задачи, стали работать видные деятели художественной жизни первых послереволюционных лет – С. Чехонин, Н. Данько, М. Добужинский, Н. Альтман, Г. Нарбут, А. Самохвалов, Н. Суетин, В. Татлин.


Агитационный фарфор и фаянс пропагандировал духовные ценности нового социального строя, внедрял их в сознание людей не только новыми художественными формами, многоцветной росписью, но и краткими, бьющими в цель, лозунгами - призывами. Первоклассные образцы агитационного фарфора уже давно введены в искусствоведческий оборот, им посвящены многие десятки и сотни публикаций, а самим предметам – почетные места в музейных экспозициях и частных коллекциях. Что же касается произведений песоченского фаянса этого направления, то они еще не достаточно изучены в музейных и частных собраниях, почти не введены в научный оборот. Настоящая публикация является одной из первых попыток  ликвидировать этот пробел.


Самым ранним из известных на сегодняшний день изделием песоченского агитационного фаянса является памятное блюдо (или «медальон», как принято было говорить в Песочне) из Брянского областного краеведческого музея (находится в экспозиции). Посвящен этот медальон пятилетию профессионального союза рабочих-химиков и был изготовлен и подарен рабочими Песоченской фабрики Брянскому губернскому отделу профсоюза (следует напомнить, что Песоченский Завод в это время,  с 1920г. по 1929г., находился в составе Брянской губернии). 
В центре медальона многоцветная композиция, выполненная в технике ручной росписи и олицетворяющая возрожденную промышленность Советской России: на фоне восходящего алого солнца с сеткой лучей стоят заводские корпуса, дымят многочисленные трубы. В нижней части композиции изображены орудия труда живописцев (химиков): пузырьки, колбы, отливки тарелок и прочее. Колорит картинки напряженный, весьма насыщен цветом и экспрессией рисунка. По широкому ободу вокруг живописной композиции идет текст памятно-дарительной надписи и дата «26.IX.1923 г.».


К 1925 г. относятся два предмета, а именно: памятные кружки, выполненные по заказам со стороны. Одна из них «лозунговая», с минимумом росписи и текстом: «Рабочий, ты фабрику восстановил – береги ее!» выполнена для Ивотской стекольной фабрики, входившей, как и песоченская, в состав Мальцовского (с 1923 г. – Фокинского) промышленного округа. Кроме этой призывной надписи на тулове кружки изображены в обобщенных формах заводские цеха, вереница стеклянных халяв и рабочий, выдувающий через трубку эту самую халяву (огромный цилиндрический пузырь – заготовку). Предмет находится в экспозиции Музея истории поселка Ивот и известен в одном экземпляре.
Также в одном экземпляре представлена памятная  кружка в экспозиции Кировского историко-краеведческого  музея (дар Р. А. Горбатенко, апрель 1994г.), посвященная открытию памятника политическому и государственному деятелю Игнату Фокину в г. Людинове 7 ноября 1925 г. Тулово предмета по окружности украшено изображением памятника и соответствующей надписью (КП КИКМ 4410; ДПИ 677).  Рисунок –  как и на ивотской  кружке  –  в одну краску зеленого цвета позволяет предположить, что роспись сделана вручную хорошим живописцем, и в одно время. Высота предмета 8,5 см, диаметр 8 см.  Возможно,  эскиз росписи этой кружки создан ленинградским художником Я. В. Гурецким (1876-1938), бывшим в длительной творческой командировке в Мальцовском округе и работавшим в это время на Песоченской фабрике. По некоторым данным, Гурецкий участвовал и в создании фокинского мемориала в Людинове. 


Настоящим сообщением я хочу ввести в научный и краеведческий оборот ряд предметов Песоченской фабрики, выявленных в последние годы и относящихся к ярким произведениям агитационного фаянса. Ряд предметов находится в частной коллекции исследователя истории Мальцовского округа Владимира Владимировича Жукова  (г. Киров Калужской области), другие же атрибутируемые в статье песоченские изделия взяты из свободных источников, размещенных в глобальной сети Интернет.

 

Тарелка «Пашня по новому»
Диаметр тарелки 20 см. В центре следующая композиция: на переднем плане две мужские фигуры, изображенные со спины,  с головами, повернутыми в профиль. Это явно крестьянские типы: левый – в картузе, правый – чешет затылок рукой. На среднем плане изображен тракторист на гусеничном тракторе с прицепными плугами, который пашет зябь. На дальнем плане – лес, над которым на фоне белых облаков летит цепь аэропланов. 
В нижней части, под фигурами, текст в 4 строки черной краской: «Эх ты, Федор, эх ты, Федор. Эх ты, Федор, темнота. Глянь-ка, землю год от году  люди пашут уж не так».


Ручная подглазурная роспись  выполнена в 7 красок. Борт изделия не декорирован. Диаметр тарелки 15 см. Время изготовления – перв. пол. 1920-х гг.
Клеймо  подглазурное темно-зеленой краской   «Песоченская фабрика ГМЗ» (Трест «Государственные мальцовские заводы»).  На дне тарелки  вручную поставлен ассортиментный номер изделия  №70. 


Карандашница (?)  «Будь  на чеку»
Изделие представляет собой керамический бокал (кружка без ручки), приклееный к 8-гранной тарелочке. Возможно, это –  настольная карандашница.
На тулове бокала с одной стороны декоративная композиция из красной 5-конечной звезды в соединении с шестерней; по центру звезды – черный силуэт головы человека в военном  шлеме типа будёновки. Слева от композиции полукругом надпись в 3 строки: «Будь на чеку». 


Ручная  подглазурная роспись выполнена  в три краски. Точные размеры изделия не известны, т.к. изображение взято из открытых источников. Время изготовления: конец 1920-х гг,  но не позднее 1929г.
Подглазурное клеймо зелёного цвета  «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ  РСФСР). 


Тарелка   «КИМ»
В центре композиции – членский значок КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи). Внутри значка в желтом круге 5-конечная звезда красного цвета; на ней по центру белыми  буквами написано: «КИМ». Кимовский значок помещен в круговую композицию из растительного орнамента в 7 красок  и букв «СССР» с 4-х сторон значка. Вся орнаментальная и шрифтовая композиция  выполнена в технике ручной росписи, по окружности отведена усиком золотом.
По борту тарелки – отводка синей краской, внутри нее – круговая  лента трафаретной печати из мелких декоративных элементов.  Диаметр изделия 20 см. Изделие изготовлено во втор. пол. 1920-х гг. (частная коллекция В. В. Жукова, г. Киров).


На обратной стороне  дна изделия нанесено клеймо подглазурной краской светло-зеленого цвета  «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ»  («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ  РСФСР). 

 

Тарелка  «Всем, кто смел и сердцем молод...»
В центре изделия композиция: серп и молот, на них расположена толстая книга в переплете; слева – роспись из нескольких книг; справа на книге стоит чернильница с пером. По кругу изделия текст черной краской:  «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот!» (в оригинале  –  без знаков препинания). Автор рисунка художница Вильде Р.Ф. На Государственном  (позже – Лениградском) фарфоровом заводе выпущена тарелка с указанной авторской композицией, один экземпляр которой находился в коллекции Л. Утёсова.
По борту тарелки – отводка синей краской и декоративная лента  (как на тарелке «КИМ»).


Подглазурная роспись по трафарету в 5 красок. Вся композиция по окружности отведена золотым усиком. Диаметр тарелки 20 см. Время изготовления – втор. пол. 1920-х гг.  (частная коллекция В. В. Жукова, г. Киров).
Клеймо подглазурное  «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ» («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ  РСФСР). 
Тарелка  «8 лет Октябрьской революции» («История Октябрьского переворота»)
В центре композиции изображены: открытая толстая книга, на правой стороне на листе – текст красной краской в 4 строки: «История Октябрьского переворота 1917». Из-под открытой книги видны еще книжные тома с обложками красного и черного цветов, на красной обложке текст в 2 строки: «Революция 1917».
Вся «книжная» композиция обрамлена с двух сторон изображениями стилизованных серпа (слева) и молотка (справа). С двух сторон от молотка дата «1925» (по две цифры с каждой стороны красной краской). В левой части композицию обрамляет декоративный растительный орнамент черной краской. Вся композиция окружена тонким усиком золотом. По краю изделия –  отводка синей краской  и декоративная лента. 
Автор рисунка художница Кобылецкая З. В. На Лениградском фарфоровом заводе в 1925г. была изготовлена тарелка с указанной композицией, один экземпляр которой находился в частной коллекции  артистов Мироновой и Менакера.
С ленинградского оригинала – подлинной тарелки с рисунком Кобылецкой –  песоченские живописцы сделали копию, тиражировав  замечательную агитационную композицию – стильную и сдержанную в цветовом решении.
Ручная подглазурная роспись  в 5 красок. Диаметр тарелки 20 см. Время создания – сер. 1920-х гг. (частная коллекция В. В. Жукова, г. Киров).
Клеймо подглазурное светло-зеленого цвета  «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ»  («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ  РСФСР).


Блюдо овальное  «Ленин – вождь пролетариев всех стран»
В центре композиции – оглавный бюст В.И. Ленина в профиль на фоне вытянутого двухэтажного прямоугольного темного здания, за которым по обеим сторонам дымят заводские трубы. Здание олицетворяет новое советское промышленное предприятие (фабрику или завод). Бюст вождя размещен на многоэтажном высоком корпусе, на фоне которого на тракторе находится фигура тракториста.  Бюст с постаментом и трактором обрамлен скрещенным серпом и молотом. Сверху и снизу заводского здания надпись в 4 строки: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (без знаков препинания). 


Ручная роспись выполнена в технике  гризайль  в несколько оттенков черного и серого цвета.  По борту изделия широкая голубая лента, внутри которой двойной усик золотом. Размер изделия  не известен, т.к. изображение взято из открытых источников. Время изготовления – втор. пол. 1920-х гг.
Клеймо подглазурное зеленого цвета  «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ»  («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ  РСФСР). 

 

Памятная кружка  «МОПР» 
Роспись тулова содержит несколько композиций, объединённых общей идеей о грядущей мировой революции и В. И. Ленине как её вожде. Слева от ручки расположена композиция  «Помощь борцам революции»: в центре её прямоугольный кусок тюремной стены с зарешеченным окошком, из которого протянуты две руки. В правой руке – кусок красной ткани (смятый флаг?), левая  держится за решётку. Вверху и внизу композиции надпись в 3 строки «МОПР. Не забывайте нас». Международная организация помощи борцам революции (МОПР) была создана в 1922г. решением 4-го конгресса Коминтерна и формально имела общедемократический, надпартийный характер.
Справа от ручки композиция  «Ленин вождь земного шара»: гигантская фигура Ленина попирает верхнюю часть земного шара, изображенную в виде полусферы. У его ног изображение серпа и молота, с обеих сторон от которого таблички с датами жизни Ильича:  «22. IV.1870 – 21. I.1924» (расположение цифр – как на намогильных памятниках советского времени). Правая рука Ильича прижата к туловищу, а левая указывает на герб СССР и лозунг.
В середине тулова – между двумя боковыми сюжетами – изображение советского герба, под которым на прямоугольном картуше надпись «СССР», под ней дата «1924». По бокам герба надписи (каждая в 2 строки): слева – «Дело Ленина», справа «переживет столетия». Над всей центральной композицией вверху надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

 


Ручная подглазурная роспись в 1 краску (черную), кроме сюжета «Помощь борцам революции»,  где использованы еще красный и розовый цвета. Размеры изделия не известны, т.к. изображение взято из открытых источников.
Клеймо подглазурное черной краской  «Песоченская фабрика ГМЗ»  (Трест «Государственные мальцовские заводы»). Время изготовления: 1922-1925 гг.

 

Блюдо  овальное  «Помощь голодающим Поволжья»
Композиция на блюде овальной формы, в центре ее – фигура красноармейца с молотом в правой руке и винтовкой – в левой. Фигура дана в динамике – рука с молотом занесена над головой за мгновение до удара по лежащей на земле уродливой фигуре с косой в руке, символизирующей  образ  смерти. Красноармеец изображен со спины, он делает последний шаг перед ударом по «старухе смерти».

Слева сверху над фигурой красноармейца полыхает солнце, посылающее огненные протуберанцы огня красного и желтого цветов. Под ногами фигуры помещены художественные элементы, символизирующие землю, в виде разноцветных горизонтальных плит с растениями на них. 
Ручная подглазурная роспись в 7 тонов. Размер блюда 37х28 см.
По борту блюда расположена надпись фигурным художественным шрифтом «На помощь голодающему населению Поволжья» в одну черную краску. Внизу, между началом и концом надписи, изображен декоративный элемент в виде ветви и др. непонятных символов.


Время создания – сер. 1920-х гг. (частная коллекция В. В. Жукова, г.Киров).
Клеймо подглазурное светло-зеленого цвета  «Песоченская фабрика Брянской губ. ЦФФТ»  («Центральный фарфорово-фаянсовый трест» ВСНХ  РСФСР).

Источники и литература:
1.Бауэ А. А. Песоченский агитационный фаянс // Знамя труда, 14.12.1998.
2. Бауэр А.А. И яркий след оставил // Знамя труда, 21.07.2004.
3. Бауэр А. А. Люди. Годы. Завод: Очерки истории акционерного общества «Кировский стройфарфор» (1853-2003). – Брянск, 2003. 
4. Бауэр А. А. Песоченский художественный и агитационный фаянс: произведения и мастера // Песоченский историко-археологический сборник. – В. 4, ч.2. 

Категория: История с 1917 по 1945 год. История партизанского движения | Добавил: любослав (20.05.2020)
Просмотров: 1384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]