Главная » Статьи » Современность

Хрусталь в храмовом искусстве. Традиции и современность.

Хрусталь в храмовом искусстве.
Традиции и современность.


Автор - Чумакова М.В. с сайта "Форум антикварного салона".


Использование хрусталя для изготовления церковной утвари нехарактерно. Объясняется это отчасти тем, что в средние века, в эпоху готики, стекло считалось «грязным» материалом, так как было сделано человеком. Металлы (золото, серебро) и драгоценные камни, напротив, несли в себе божественную силу, так как являлись изначально природными и были сотворены богом. Поэтому все известные образцы изделий из стекла и хрусталя, предназначавшиеся для культовых интерьеров, являются уникальными в своём роде произведениями декоративно-прикладного искусства.
К ним относятся как современные, так и исторические отечественные образцы, которые не имеют аналогов в мировом искусстве.
Одним из них могло бы считаться внутреннее «хрустальное» убранство церкви Преображения Господня в селе Дятьково Орловской губернии, выстроенной в 1810 годах.* Она была построена на средства Мальцовых, семейства выделявшегося среди Российских стеклозаводчиков размахом своей предпринимательской деятельности.** Такие свойства стекла как блеск, прозрачность, цветность и светоносность в полной мере были использованы для создания убранства этого удивительного храма.
Отдельного внимания заслуживает иконостас*** , который можно отнести к выдающимся произведениям монументально – декоративного искусства. Это был редкий случай удачного сочетания иконописи, декоративной золочёной резьбы и хрустального обрамления. Состоял иконостас из четырёх ярусов, царских врат и венца над ними.
Царские Врата с рокайльной позолоченной резьбой, украшенные прозрачным прессованным хрусталем с подложкой из серебряной фольги, были огромного размера в высоту и ширину и представляли собой величественный животворящий крест. В верхней части врат было расположено «сияние» из такого же хрусталя, в середине которого – изображение Святого Духа.
Кроме украшения иконостаса прессованные хрустальные блоки использовались для декорирования стен и пола собора. Для создания единого стилевого ансамбля в оформлении интерьера максимально использовалось стекло, поскольку изготовлялось оно на собственной фабрике Мальцовых. Подсвечники и лампады, люстры – все малые формы исполнены в едином стиле и являются завершающими штрихами в оформлении интерьера храма.
Например, сохранился подсвечник из трехслойного стекла, который в числе других был изготовлен для собора в 1838 году. При высоте в два с половиной метра он имеет восьмидесятисантиметровое основание. Состоит из двух частей, нанизанных на единый стальной стержень. Каждая из частей подсвечника имеет свою особую форму и декор. Подсвечник выполнен из трехслойного стекла: бесцветного, золотого рубина и белого молочного. Прошлифовка верхнего молочного стекла открывает взгляду красоту рубинового и бесцветного слоя. Традиционные мальцовские «ямки» и «пальцы»**** чередуются со стилизованными пальмовыми листьями и растительным орнаментом. Верх подсвечника составлен из двух чашеобразных частей пятидесятисантиметрового диаметра с резко отогнутым резным краем и декорирован стилизованным растительным орнаментом, выполненным в технике гравировки и травления. Балясовидную среднюю часть украшают резные православные кресты. Выдувальщики и алмазчики, участвовавшие в изготовлении уникальных подсвечников, старались проявить всё своё мастерство, выполняя эти сложные и многодельные вещи.
Дятьковский храм просуществовал без малого 120 лет. 13 июня 1929 года было вынесено постановление о закрытии Преображенского храма. После революции 1917 года он был снесён.
В 2003 году в городе Дятьково по инициативе администрации, областного комитета по культуре и с благословления владыки Мелхиседека началось строительство часовни-памятника «Неопалимая Купина», в память о погибших воинах.
В том же году руководство ОАО «Дятьковский хрусталь» предложило поместить внутри часовни хрустальный иконостас, в память о том первом иконостасе, когда-то находившемся в местной церкви.
Разработкой проекта поручено было заниматься Заслуженному художнику России - Евгении Ивановне Вольновой.
Взяв за основу сохранившиеся исторические документы, фотографии и описания старого иконостаса, она создала свой вариант хрустального декора.
Он состоит из двух ярусов икон, царских врат и трех крестов, венчающих его. Центральная надвратная часть, самая высокая, с полуциркульным завершением. Первый ярус состоит из шести икон прямоугольной формы, разделённых полукруглыми хрустальными пилястрами. Во втором ярусе иконы заключены в окружности, собраны по три и окаймлены в тонкие хрустальные рамы. Боковые части иконостаса повернуты к центральной части под небольшим углом, что даёт дополнительные светотеневые эффекты. Луч солнца, попадая из больших окон подкупольного пространства на плитки и пилястры центральной части, рассеиваясь в их гранёной поверхности, отражается на боковых створах и наполняет собой интерьер храма. Такая необычная конструкция иконостаса не только удачно вписывается в небольшой по размеру интерьер, но и зрительно расширяет пространство, наполняя его светом.
В дополнение к необычному декору иконостаса, хрустальными плитками выложены также торцевые части амвона, клиросов и высокие пилястры, отделяющие апсиду от центральной части. Стены храма богато декорированы орнаментальными росписями, библейскими сюжетами и сценами, запечатлевшими моление Суворова, благословение брянского монаха Александра Пересвета на Куликовскую битву. Полихромность росписей и икон контрастирует с монохромным блеском хрусталя, оттенённого зеркальной подложкой. Подкупольное пространство украшено массивной люстрой, состоящей гранёных шариков, собранных в бусы. Её форма представляет собой современную стилизацию люстры 19 века. Центральный пояс люстры состоит из чередующихся икон и хрустальных вставок.
Создание этого монументального произведения не было попыткой воспроизведения исторического образца 19 века. Скорее это можно назвать реминисценцией.
За создание проекта иконостаса Е.И.Вольнова была награждена в 2005 году Серебряной медалью Академии Художеств России.
Помимо редких и значимых монументальных произведений, на Дятьковском хрустальном заводе в 19 в. был налажен выпуск массовых изделий из хрусталя культового назначения.
Насколько позволяют судить сохранившиеся до нынешнего времени каталоги продукции, так называемые «Прейскуранты»***** , среди множества наименований хрустальных изделий, производство таких вещей как колонки для алтарных навесов, балясины, паникадила, подсвечники, лампады было широко развито. Все прейскурантные вещи отличаются красотой и гармонией, разнообразием форм и богатой орнаментикой.
Для совершения церковных таинств необходимо было множество специальной утвари. Прессованные лампады, богато украшенные тисненым декором, сложные лампады с крышкой и лампады на ноге ручной работы, многослойные, цветные, прошлифованные до прозрачного стекла, хрустальные торжественные дьяконские свечи, подсвечники – это лишь некоторые из выпускавшихся вещей для церкви.
В связи с установлением в России советской власти, отрицавшей религию и церковь, выпуск изделий, предназначенных для богослужения, был запрещён.
Лишь много позже, в конце 20 века, художники Дятьковского завода стали возвращаться к этой теме. Они начали проектировать произведения из хрусталя, используемые при богослужениях.
Участвуя в православных выставках-ярмарках и соотносясь с насущными потребностями российского духовенства, художником Чумаковой Зинаидой Фёдоровной были спроектированы современные варианты традиционных предметов, используемых при богослужении.
Дарохранительница, потир, напрестольный крест, лампада, сосуды для елея и миро – вот неполный перечень изделий. Разрабатывая их в своей собственной стилевой манере достаточно монументальными, богато декорированными, художник учёл и специфическое, утилитарное назначение. Созданные в разное время, они, между тем, представляют собой единый стилевой ансамбль.
Исполняемые на заказ, некоторые даже в единичном экземпляре, предназначенные для определённой церкви или храма, эти авторские работы, при всей каноничности, продиктованной строгими церковными догматами, несут в себе характерные черты, присущие творческому стилю Чумаковой З.Ф.
Например, дарохранительница****** , состоящая из двух частей: основания – высокой подставки и верхней куполообразной части.
Для декорирования используется холодная ручная обработка хрусталя, так называемая алмазная грань. Художнику удалось создать гармоничный, неповторимый образ православного храма и царского венца. Традиционные приёмы алмазной грани – «прорези», «насечка», «калоша», «русский камень» получают у художника иное, нестандартное звучание. Здесь эти элементы своим сочетанием подчеркивают архитектонику вещи. Центральная часть украшена орнаментом из арок, заполненных мелкой насечкой, в то время как блюдо и навершие покрыты крупной резьбой. Разработав основную форму вещи, автор создал несколько вариантов её декорирования, в результате придя к образу повторяющихся порталов храма по периметру верхней части. Венчает дарохранительницу шлифованный крест.
Наряду с основными предметами, участвующими в церковных таинствах, З.Ф. Чумаковой разрабатываются малые формы, такие как сосуды для миро и елея, лжицы для причастия, лампады, кресты.
Строгие формы подчеркнуто современного дизайна, представляют собой необычное решение каноничных вещей. Архитектоника небольшого по объёму сосуда для миро навевает образ храма Покрова на Нерли.
Ещё одним ярким примером современного решения православной темы является произведение Михаил Михайловича Кизлова «Пасхальный стол». Здесь за основу взят один из основных церковных праздников – Светлое Христово Воскресение. Многообразие форм утилитарных предметов, таких как графины для вина, чаши для пасхальных яиц, пасочницы, блюда для куличей, венчает центральная композиция стола – Пасхальная горка -- статичная симметричная «башенка» с двумя желобами по бокам. (по традиции в этот праздник русские люди развлекались катанием крашенных яиц с горки). Подчиненный общему замыслу сервиз (около 70 предметов), при массовом производстве может образовать несколько самостоятельных небольших комплектов. Формообразующим моментом всех питейных сосудов является колокол. Выполнены все предметы из хрусталя. Сдержанный декор, выполненный в технике алмазного гранения, удачно подчеркивает четкий силуэт каждой вещи.
Предназначение этой композиции скорее светское, для мирян, но четко прочитывается замысел автора, который заключается в возрождении старых русских церковных традиций.
Поскольку хрусталь является основным художественным изобразительным средством дятьковских художников, с его помощью они в большей или меньшей степени удачно решают религиозную тему. Это как монументальные, так и декоративные, утилитарные вещи.
Важно то, что все эти произведения нашли своё место в различных храмах и церквях. Так часовня «Неопалимая Купина» является не только достопримечательностью города, но и действующим храмом. Одна из дарохранительниц стоит в храме Всех Святых на Соколе в городе Москве. Пасхальный стол экспонируется в музее хрусталя города Дятьково.
Эти попытки обращения к храмовому искусству, на мой взгляд, необходимо рассматривать не только сквозь призму церковных канонов, но и обнаруживая в них новые тенденции и свежие прочтения традиционной темы.


Сноски :
* Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область//М.: Наука, 1998 – 640 с.
**C.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района // Историко-краеведческий очерк – Брянск: Грани, 1994, 100с., ил.
*** Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом: перегородкой с множеством икон. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. Только с конца 8-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы, и перегородки стали сооружаться более высокими. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану.
**** Воронов Н.В., Дубова М.М. Алмазная грань // Л.: Лениздат, 1974. – 170с., ил.
***** Прейскурант хрустальной гладкой и шлифованной посуды Дятьковской фабрики // Москва, Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1902.
*******Дарохранительница - один из главных священных сосудов, находящихся в алтаре православной церкви. В ней хранятся святые дары, так называемые запасные и преждеосвященные - хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии. Для хранения преждеосвященных даров освященный и раздробленный агнец омокается в освященном вине и затем высушенным помещается в дарохранительницу.Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм.


Библиография:
1. Воронов Н.В., Дубова М.М. Алмазная грань // Л.: Лениздат, 1974. – 170с., ил.
2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область//М.: Наука, 1998 – 640 с.
3. C.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района // Историко-краеведческий очерк – Брянск: Грани, 1994, 100с., ил.
4. Прейскурант хрустальной гладкой и шлифованной посуды Дятьковской фабрики // Москва, Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1902.



фото церкви Преображения Господня, нач. 20 века.





фото внутреннего убранства, фото нач. 20 века.



фото церкви "Неопалимая купина"



Фото хрустального иконостаса в храме.

Категория: Современность | Добавил: любослав (27.10.2013)
Просмотров: 2187 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]