[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История нашего края » Обсуждение истории нашего края. » Выставка "Мальцевские и брянские пароходы". (В Брянской областной библиотеке)
Выставка "Мальцевские и брянские пароходы".
любославДата: Суббота, 14.03.2015, 21:51 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
С 11 марта в Брянской областной научной библиотеке им.Ф.И.Тютчева экспонируется выставка "Мальцевские и брянские пароходы". Экспозиция расположена в холле читальных залов на втором этаже (центральный вход).

Далее информация с сайта - http://bryansk-sea.livejournal.com/

"Сегодня Вы можете участвовать в небольшом, но все же в краеведческом открытии. Да, всем было известно, что пароходы на Брянщине строились. Многим было известно на каких заводах они строились. Узкому кругу историков известны были два - три названия этих судов. И всё! На этом информация обрывалась. Теперь же перед Вами именно те пароходы, которые были спущены со стапелей брянских заводов в 80-х годах позапрошлого века. Такими их видели наши предки, когда пароходы, дымя и шлепая плицами колес по воде, шли по Десне мимо Брянска.
На нижеприведенном фото - пароход "Витязь",
построенный на заводе С.И.Мальцова.

Пароход "Ильич", он же "Радул", фото 1948 года.

Пароход пережил две мировые войны, одну гражданскую. При отступлении в 1941 г. был затоплен Красной Армией. Немцы "Ильича" подняли, но когда оставляли Киев тоже затопили. После войны пароход был поднят, восстановлен и продолжил свою нужную работу."
"С 1888 года в Киеве наряду с уже успешно действующим пароходством открылось «Второе пароходное общество по Днепру и его притокам». Если ранее для плавания по этим рекам суда в основном закупались за границей, то с образованием нового общества его директор-распорядитель Д.С. Марголин заказал изготовление пароходов исключительно отечественным заводам.
Таким образом, на Днепре, Десне, Соже и других реках появились одни из первых паровых судов, серийно построенных русскими механическими заводами. Обществом Брянского завода и заводами акционерного общества Мальцова было изготовлено и спущено на воду 29 колесных пароходов, которые и стали основой для перевозок по одной из главных водных артерий европейской части Российской империи. С 1893 года ресурсы двух пароходств были объединены, и они стали работать под общим руководством. Объединение ликвидировало ненужную конкуренцию, централизовало работу. За четыре года до этого услугами обоих днепровских пароходств воспользовалось более 3,5 миллиона пассажиров – на полмиллиона больше, чем за предыдущие 11 лет. С появлением нового и более скоростного вида транспорта водные пути начали активнее использовать для перемещения следующих товаров: сахара, табака, железа, зерновых продуктов, муки и проч.
Водный транспорт становится не только самым быстрым, но и самым дешевым. В связи с этим осуществление грузовых перевозок по Болве, Десне и Днепру до морских портов выводило на новый уровень развития заводы Мальцовской промышленной «империи», которые стали доставлять свою продукцию более широкому кругу потребителей."
Прикрепления: 5150592.jpg(362.5 Kb) · 9772090.jpg(477.3 Kb)
 
любославДата: Суббота, 14.03.2015, 22:12 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Поискал в интерненте еще информацию по мальцовским пароходам. Ниже еще информация с сайта -http://iludinovo.com/info/history
"Паровые самоходы вышли из ворот Людиновского завода, одной из которой была балансирная (двухрычажная) машина "качающегося" типа, долгое время приводившая в движение воздуходувки. В 1844 году на Петербургском военном арсенале была внедрена паровая машина Людиновского завода, вытеснившая английскую. Вскоре паровая машина была поставлена на Тульский оружейный завод.
В 1844 году на Сукремльском заводе был собран и отделан пароход "Людиново". Как сообщали газеты, "пароход этот железный, в длину имеет 11 сажень, а в ширину 4 аршина, с паровою машиною в 16 лошадиных сил; пассажиров может на нем поместиться до 10; скорость его до 14 верст в час по течению воды". Этот пароход прошел по Болве, Десне и Днепру до города Кременчуга и со своим владельцем, С.И.Мальцовым, возвратился в Брянск.  На Людиновском заводе так же были построены три малых транспортных парохода: "Анастасия", "Николай" и "Капитолина". Они транспортировали по Болве, Людиновскому и Сукремльскому озерам баржи, лайбы и берлинки с различными материалами и товарами. Пароходы "Анастасия" и "Николай" были разобраны за ветхостью вскоре после революции, а "Капитолина", переименованная в "Красную звезду", а затем в "Транспортник", использовалась на Людиновском озере до конца 1930-х годов.


Для плавания по Десне и Днепру были построены пассажирский пароход "Ласточка" и товаро-пассажирский пароход "Иоанн Богослов". Еще множество небольших паровиков плавали по озеру Ломпадь и по Болве. Для этого расчистили русло реки, а в Песочне, Ивано-Сергиевске, Сукремле и Любохне устроили шлюзы. "Ласточка" и "Иоанн Богослов" плавали до днепровских порогов. Там продукция заводов перегружалась в баржи и доставлялась в Херсон, а оттуда - в Турцию, Румынию, Болгарию и другие страны.
Когда началось пополнение русского флота паровыми кораблями, Людиновский завод первый в России выпустил винтовой двигатель для корвета "Воин", который работал почти полвека без всякого ремонта. В 1857 году Людиновский завод изготовил для Черноморского флота 6 паровых машин для военных кораблей, на которых были установлены машины мощностью в 200 и более л.с. Об их надежности и качестве свидетельствуют документы того времени. Вот один из них. В докладной записке от 6 ноября 1857 года на имя С.И.Мальцова заводской прапорщик С.И.Григорьев писал: "Шхуна "Селигер" 4 ноября 1857 года пришла в Николаев. Она плавала больше месяца и сделала 1500 миль перехода, и машина оказалась очень хорошей и никакого повреждения не имела… Во время посещения контр-адмиралом Истоминым вместе с адмиралом Бутаковым шхуны "Дон" Истомин сказал: "Машины сделаны великолепно и работа безукоризненна, и что завод достоин похвалы и поощрения" .В 1858 году на Людиновском заводе были собраны три парохода"Астрахань", "Казань" и "Сергей", по 300 л.с. каждый, плававшие по Волге, Десне и Днепру. Они были спущены по Жиздре и Оке. Строились на заводе и деревянные малые суда для перевозки материалов по Болве и Людиновскому озеру: небольшие баржи, берлинки, лайбы."
Прикрепления: 8946930.jpg(45.4 Kb)
 
любославДата: Суббота, 14.03.2015, 22:23 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Информация с сайта - http://www.cartalana.ru/morzal-18.php
"Наконец, приведем еще один пример. В "Горном журнале" за 1854 г. сообщалось, что "на заводе г-на Мальцова в Калужской губернии" (С. И. Мальцов строил пароходы в селе Людиново, тогда Калужской губернии, на р. Болве, впадающей в р. Десну, в 9,6 км от Брянска) спущен на воду железный пароход "Сергий Радонежский" в 50 сил; "он весь железный, превосходной отделки и отлично ходит". Ранее, осенью 1853 г., был спущен на воду железный пароход "Иоанн Богослов". "В этих пароходах, - отмечалось в журнале, - начиная от последней заклепки до паровой машины, все сделано на собственном заводе г-на Мальцова". Оба парохода по Десне, а затем по Днепру отправили к Екатеринославу (ныне г. Днепропетровск).
Следует сказать и о самом С. И. Мальцове. Он был не только генерал-майором и богатейшим помещиком, имевшим поместья в Калужской, Смоленской и Орловской губерниях, но и предприимчивым заводчиком. Как писал начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. А. Корнилов 12 мая 1854 г. контр-адмиралу Н. Ф. Метлину (обер-интенданту флота) про С. И. Мальцова, "этот господин желает открыть постройку железных пароходов; весьма желательно способствовать развитию этого полезного для России дела", а еще ранее, 16 мая 1853 г., в докладе А. С. Меншикову, говоря о необходимости немедленной постройки винтовых судов в Николаеве, Корнилов предлагал для них "машины заказать заводчику Мальцеву.., ибо пора поощрить своих предприимчивых людей и тем развязаться с необходимостью обращаться к англичанам и другим иностранцам". К сожалению, так думал В. А. Корнилов, но не Меншиков и не Николай I. Весь заказ паровых машин Мальцову для Черноморского флота ограничился контрактом от 25 сентября 1854 г., согласно которому Мальцов должен был сделать одну машину в 250 сил для корвета "Воин" и две машины по 50 сил для шхун "Дон" и "Салгир".
К сожалению, надежды прогрессивных деятелей флота и заводчиков развить в России собственное пароходостроение не оправдались. Еще 11 апреля 1831 г. директор Александровского завода М. Е. Кларк в письме в один из департаментов Министерства финансов писал: "В самой России есть уже отечественные заводы, где искусство судостроения и приготовления механизмов доведено уже и ныне до желаемого совершенства, а в скором времени могут даже соперничать и с самыми лучшими заграничными заведениями". Увы, этим предположениям Кларка в феодально-крепостнической России не суждено было осуществиться."
 
DocДата: Четверг, 26.03.2015, 09:09 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Прекрасная информация! И  я рад, что  появилась еще одна большая  тема, в деятельности С.И.Мальцова. Размах его идей и их воплощение - поражает.Если бы к ним  прислушивалась царская власть и правительственные чиновники, какие бы огромные возможности можно было реализовать, используя промышленный потенциал  Людиновских заводов. Какая гордость бы охватывала Россию,что она может на равных соперничать с Европой,но чиновники и  в XIXвеке, оказались не патриотами, да еще и продажными. Все  лакомые заказы на паровозы, рельсы,пароходы были отданы за границу. Кто поверит , что это делалось бескорыстно?
В любом случае мы гордимся умом и прозорливостью, деловой хваткой и  умением  быть на острие времени, которому соответствовал Сергей Иванович Мальцов, великий промышленник России!

Добавлено (26.03.2015, 09:09)
---------------------------------------------
Игорь Николаевич! Оформляйте эти описания   и другие(если найдутся) в статью для предстоящего краеведческого сборника.Удачи!

 
dirusДата: Понедельник, 04.05.2015, 17:50 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Добрый день.
Хотелось бы получить ответ на один вопрос.
В некоторых источниках сообщается о наличии судоходства по р.Болве, но только сплавного, про пароходы нет никакого упоминания.
1.Материалы для географии и статистики, собранные офицерами Генерального штаба. Калужская губерния . часть №1.1864 г.
2.Воспоминания о С.И.Мальцове журнал Исторический вестник 1897 г.
Все-таки,было ли пароходное движение по р.Болве или нет?
Заранее спасибо за ответ.
Прикрепления: 7561500.jpg(154.1 Kb) · 6932804.jpg(276.3 Kb)
 
любославДата: Понедельник, 04.05.2015, 20:43 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Могу дать несколько цитат из книги историка Дозорцева С.С.
"Особенности развития монополистических предприятий в промышленности России".
Первая - "Район Мальцевских заводов охватывал водораздел Десны и Оки, незначительные притоки которых очень близко подходили друг к другу. В середине 19 века здесь была создана система плотин и шлюзов, позволявшая регулировать сток воды из водохранилищ и, тем самым, создать возможность судоходства в бассейны Днепра и Волги. Однако прогресировавшее обмеление рек делало водные пути пригодными в основном для сплава плотов и барок, да и то только на протяжении нескольких месяцев в году. Примитивный сплав в период "высокой воды" дела связь с "внешним миром" и односторонней, и кратковременной".
Вторая - "Ко всему этому добавлялась изолированность Мальцевских заводов, связанного с другими частями страны лишь такими примитивными транспортными артериями, как мелководные реки и узкоколейная железная дорога. Это вынуждало основную массу изделий накапливать в зимний сезон на складах и после вскрытия рек транспортировать на плотах и барках... Уже сосредоточение продукции на сотни тысяч рублей на складах ... очень задерживало оборот капитала. Кроме того, барки грузоподъемностью всего до 15 тыс. пудов достигали Херсона только через 7-8 недель, еще медленее двигались плоты. ... Вступление в строй железной дороги Москва - Киев сократило объем речных перевозок, однако архаические плоты и барки продолжали подчас небезуспешно конкурировать с вагонами и платформами, так как давали по громоздким грузам экономию транспортных расходов  почти в два раза, 18 копеек против 34. Кроме того, бой стеклянных изделий при водной доставке был всего 2 процента против 5 - у конкурентов."
 
любославДата: Понедельник, 04.05.2015, 21:06 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Кроме того, выскажу свои собственные соображения. Дело в том, что в Людинове с начала 70-х годов 19 века выпускали крупными сериями паровозы. К 1877 году их было изготовлено около 200 штук. Окончательная сборка их проводилась в Радице близ Брянска. Я думаю основным способом доставки комплектующих для них был речной на барках. Для того, чтобы поднять уровень реки, как сказано выше, строились плотины. Одна из таких плотин была близ Любохны. Доставка барок с грузом от плотины к плотине вполне могла осуществляться небольшими пароходиками. На плотине груз вручную перегружался, и следовал до следующей плотины, где операция повторялась. Видимо с постройкой узкоколейной дороги в 1877 году перевозки по Болве становятся только сплавными.
 
dirusДата: Понедельник, 04.05.2015, 22:19 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо за ответ.
Единственное уточнение, материалы Ген.штаба опубликованы в 1864 году, сбор информации осуществлялся для них ранее. Узкоколейной дороги еще не было в перспективе и в материалах нет никакого упоминания о пароходах на Болве. Как-то странно, что офицеры, собирающие материалы для публикации, могли не заметить их.
 
любославДата: Вторник, 05.05.2015, 21:40 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Всё верно, материалы ген. штаба опубликованы в 1864 г. Система шлюзов с пароходами действовала с начала 70-х годов, то есть на 6-7 лет позже. И то, вероятно, не долго, в течении 8-10 лет. Это мое мнение.
 
любославДата: Четверг, 20.08.2015, 21:41 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
В рекламном листе-газете "Катюша" с август 2015 года появилась статья про мальцевские пароходы

Прикрепления: 9614248.jpg(227.6 Kb)
 
любославДата: Четверг, 14.06.2018, 08:27 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Появилась интересная статья на сайте Брянский объектив - http://bo32.ru/2018061....---1856

ПЕРВЫЕ БРЯНСКИЕ ПАРОХОДЫ появились во время Крымской войны (1853 - 1856)

Ещё в мае 1853 г., за полгода до начала войны и за полтора года до своей гибели на Малаховом кургане, начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Владимир Корнилов, в докладе князю Меншикову, говоря о необходимости немедленной постройки судов в Николаеве, пророчески предлагал для них "машины заказать заводчику Мальцеву..., ибо пора поощрить своих предприимчивых людей и тем развязаться с необходимостью обращаться к англичанам и другим иностранцам".

Прошёл год со времени написания этого доклада. Уже вовсю полыхала война и 30 (18) мая 1854 года в №59 газеты "Московские ведомости" публикуется следующее письмо:

"В нынешнее время, когда враги России в бессильной злобе своей, думают повредить нам, остановив заказанные Россией пароходные машины, - сердца Брянских жителей забились радостно, при виде двух новых пароходов, на этих днях прорезавших родные воды нашей Десны, - и отправившихся в Киев и далее к Екатеринославлю.

Здешний помещик, г. Мальцов, как бы предчувствуя козни врагов наших, помышляющих, что без них мы не будем в состоянии себя вооружить и иметь свои пароходы, устроил свои заводы так, что русский может вполне гордиться введенными им усовершенствованиями! Лучшее доказательство этому сделанный на заводе его, и ныне спущенный, 50-ти сильный пароход «Сергий Радонежский»: быстрота его неимоверна: он ходит до 25 верст в час, весь железный и превосходной отделки.

Другой пароход «Иоанн Богослов», спущенный прошедшею осенью, такой же силы, железный, с внутренними деревянными укреплениями.

Более всего приносит честь г. Мальцову то, что в этих пароходах, начиная от паровой машины до последней заклепки, все сделано на собственных его заводах! Следовательно, оба эти парохода можно назвать «нашими собственными, родными, русскими пароходами!»

Молитвами святых угодников, именами которых названы пароходы г. Мальцова, да благословит Господь похвальное рвение нашего почтенного соотечественника! Мы от души благодарим его, ожидая от его пароходов оживления нашей родной реки и города, - а России возможности иметь для Черного моря пароходы, без помощи наших врагов!"

Как видите, и сегодня, в начале XXI века, по прошествии 164 лет ничего не изменилось. Опять "враги России" пребывают " в бессильной злобе своей ...", а Крым соединился с остальной страной новым мостом, построенным вопреки "козням врагов".

На фото: пароход "Иоанн Богослов"

Прикрепления: 7585690.jpg(38.0 Kb)
 
Форум » История нашего края » Обсуждение истории нашего края. » Выставка "Мальцевские и брянские пароходы". (В Брянской областной библиотеке)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: