Самые древние следы пребывания человека на территории Брянской области относятся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет тому назад) – переходному периоду от раннего палеолита к позднему. Это известные местонахождения Хотылево 1 (Брянский район), Неготино 1 и 2 (Жуковский район) и стоянка Бетово в Брянском районе. Мустье – время людей неандертальского типа. Поздний палеолит, охватывающий время от 40 – 15 тыс. лет тому назад и совпадающий с поздними фазами ледникового периода, представлен значительно большим числом памятников. Наиболее ранний Хотылево 2. В Брянском районе. В позднем палеолите завершается формирование человека современного вида, складывается раннепервобытная родовая община. Из-за близости ледника климат был весьма суровым, с зимними температурами ниже современных на 10 град. Дятьковский район пока не может "похвастать” памятниками этой эпохи.
Конец палеолита и мезолит (XIV - середина V или X – IV тыс. до н.э.) великий ледник растаял, изменилась природная среда. Климат постепенно становится теплее, границы ландшафтных зон приближаются к современным, определяющей частью ландшафтов становятся леса. Исчезли многие виды животных и растений (в конце палеолита исчезли мамонты). Главными объектами охоты стали лоси, кабаны, медведи, а так же птицы. Возросла роль рыболовства. Стоянки эпохи мезолита имеют временный характер.
К эпохе мезолита, вероятно, относится стоянка близ д. Ольшаница. Там были найдены отбойник, рубило, скребок для обработки шкур, камни с отверстием посередине. Стоянка эпохи мезолита находится так же близ д. Псурь, в урочище под названием "Пропадище”.
В середине V-ого или IV-ом тыс. н.э. в Подесенье начинается неолит. Климат в это время был более теплым и влажным, чем современный. Памятники раннеолитической культуры – стоянки, обитатели которых пользовались керамической посудой с накольчатой-гребенчатой орнаментацией и орудиями труда изготовленных из кремниевых пластин, которые имели более совершенную форму. Жилища имели облегченную конструкцию и напоминали шалаши с углубленным основанием. Местонахождение эпохи неолита находится близ д. Любышь в урочище "Рвачка”. Там был найден бесчерешковый наконечник стрелы, изумительный по отделке и геометрии.
Во второй половине IV-ого– нач. III-ого тыс. до н.э. в бассейне Десны появилось население оставившее памятники деснянской культуры, связанной с происхождением с лесной зоной.
В конце III-ого – начале II-ого тыс . до н.э. на значительной части лесной полосы Восточной Европы расселились близкие по культуре племена, известные как племена шнуровой керамики и боевых топоров.
С появлением в конце III-ого тыс. до н.э. племен среднеднепровской культуры у нас начался бронзовый век. Климат отличался более высокими, чем сейчас температурами и меньшей влажностью.
После нее в Верхнем и Среднем Поднепровье формировалась сосницкая культура , которая закончилась в IX в. до н. э. , ее сменила юхновская и днепро-двинская культура раннего железного века.
У восточной окраины д. Хизовка находится археологический памятник, где брянские археологи нашли фрагменты керамики сосницкой и абашевской культур бронзового века. С абашевской культурой связаны памятники близ д. Немеричи.
Юхновскую культуру современные исследователи датируют VIII-VII в.в. до н.э. – II в. н.э. Племена юхновской культуры большинство исследователей считают балтами. Есть в Дятьковском районе несколько археологических памятников принадлежащие юхновской культуре. Например, южнее в нескольких километрах от с. Слободище, у истоков безымянного ручья, расположено крупное городище, относящееся к юхновской культуре. Это городище лежит на мысу образованном в месте слияния двух оврагов, с напольной стороны защищено мощными оборонительными сооружениями - тремя рядами валов и рвов.
В первые века н.э. юхновскую культуру сменили мощинская и колочинская культуры. Археологи мощинскую культуру связывают с летописным племенем голядь (балты), а колочинскую с финно-угорским племенем меря. В нашем районе находится большое количество курганных могильников , которые оставила голядь. От прочих курганов они отличаются тем, что имеют плоскую вершину и ровики у основания. Несколько поселений и курганный могильник мощинской культуры имеются в черте г. Дятьково, датируются они серединой I тыс. н.э.
На фото: Фото 1 - лепной горшок мощинской культуры, 6-8 в.нэ. Фото 2 - Гончарный горшок, вятичи, 10-12 век.
Фото 3 - Фрагмент гончарного горшка 12-14 век. Фото 4 - Пряслица.
Место находок - в черте г. Дятьково, близ. г. Дятьково.
С середины I тыс. н.э на Брянщину начинают проникать первые славянские племена, носители почепской культуры. А уже на рубеже I и II тыс н.э. на Брянщине окончательно распространились славянские племена вятичей, кривичей, радимичей и северян. На территории Дятьковского района расселились: племена вятичей – в восточной и южной части района, в районе Дятьково, Любохны, Любыши, Шибенца; племена кривичей – в северо –западной части района, в бассейне р. Ветьма.
Доподлинно известно, что в древнерусское время на территории района существовало немало древних поселений. Городки были в Любохне, Шибенце. Сельские поселения в Псури, Любыши, Дятькове, Ивоте, Хизовке.
Монголо-татарское нашествие нас , по всей вероятности, не затронуло. Наоборот, в это время к нам приходят группы населения из южных районов Черниговщины, разоренных татарами.
С середины 14 века наша земля в составе Брянского княжества перешела под владычество Великого княжества Литовского. С 1500 года мы в составе Московского государства.
Первое письменное упоминание о населенных пунктах Дятьковского района содержится в писцовой книге поместных и вотчинных земель Брянского уезда 1626-1629 г.г., составленной князем Звенигородским и подъячим Ковелиным. Из различных краеведческих источников мы знаем, что в этой книге упоминаются несколько современных поселений: д. Дятьково, с. Любышь, д. Бытошь, д. Псурь (Большая Псурна), д. Колядчино, д. Любохна. В другой книге под 1635 годом упоминаются : д. Ольшаница, д. Ивановичи, пустошь Верещова, починок Бацкин, д. Ивот (позднее д. Ивоток).
История нашего края ранее конца 18 века изучена очень слабо. Археологические раскопки на территории района проводились всего несколько раз: в 20-30 годах были раскопаны курганы в Дятьково и Любыши; в 70-х годах 20 века проводились раскопки курганов в д. Ивановичи, Немеричи, Бацкино; в 2001 году проводились охранные раскопки селища близ д. Хизовка. Будем надеятся, что со временем этот пробел будет восполнен.