Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Из истории савчинской общины. Старообрядцы.
Из истории савчинской общины.


В начале 19 века в деревню Савчино, что на севере Брянского уезда Орловской губернии, в которой кроме всего прочего люда проживали и ревнители Старой Веры Богомоловы, на постоянное место жительство переселилась из соседней деревни Старая Рубча семья кузнеца, потомственного старообрядца- поморца, Граборова. Это событие положило начало рождению маленькой автономной старообрядческой общины Древнеправославного Поморского согласия в лесном крае.

По сведениям, дошедших до наших дней, Граборовы - одни из тех немногих крестьян, которых мог коснуться указ царя Александра I от 1803 года "О вольных хлебопашцах”. Следом за ними в 1806 году из той же деревни, что и Граборовы, в деревню Савчино переселяются староверы Ерохины, и в начале 1807 года с поморцами соединяется семья Балушкиных, увеличив тем самым численность молодой общины. Строго соблюдая обычаи и традиции Древнеправославия благочестивые люди в то время на молитву собирались в доме Петра Богомолова, а в дальнейшем и его потомков на протяжении всего 19-начала 20 веков. Этот молитвенный дом стал первым молитвенным домом для христиан-поморцев и вошел в историю Савчинской общины под названием Богомоловская моленная. Хотя на сегодняшний день нет фактов, чтобы кто-нибудь из рода Богомоловых был наставником общины, можно предположить, что на молитву поколения собирались по традиции, заложенной еще в начале создания общины. Молитвенный дом оставался до 1915 года, когда его хозяин Богомолов Николай Анисимович погиб в первую мировую войну в конце 1914 года.

Быт переселенцев в начале 19 века складывается следующим образом. Прочно обосновавшись на новом месте, Граборовы у речки Бытоши, что протекает рядом с деревней Савчино, стороят кузницу. Металл для выплавления кузнечных работ берут у владельцы Бытошевского чугуноплавильного и железоделательного заводов капитанши Пелагии Ртищевой. Из него для нужд завода и его хозяйки кузнецы изготавливают разнообразные предметы: сошники, ножи, ножницы, мотыги, грабли, подковы, безмены и многое другое. За выполненную работу хозяйка заводов рассчитывается с кузнецами металлом.

В 1826 году, в июле, капитанша Пелагия Ртищева вдруг изъявила желание продать свои заводы " со всеми к ним принадлежащими и приписными обоего пола людьми, с лесными дачами, с пашенной и не пашенной землею, материалами и разного рода изделиями". Тогда казалось, что наступило тревожное время: на престол взошел в 1825 году Николай I, отрицательно относившийся к различным старообряческим направлениям и толкам. До савчинцев доходили слухи, что в году том по указу императора уже началась борьба с более мощным поповским старообрядческим движением – со всех старообрядческих молитвенных зданий были сняты кресты, запрещено строить новые и ремонтировать старые здания. Все эти события настораживали поморцев. По милости Божией нашлись покупатели заводов в лице Орловской 2-й гильдии купчихи, вдовы Авдотьи Мельниковой и ее детей Петра и Василия. Сделка купли-продажи была осуществлена через Московское Горное Правление 1 июня 1827 года за № 960. Как известно из истории старообрядчества, купечество поддерживало староверие. Став новыми владельцами заводов, Мельниковы и их потомки по линии Василия Фокича Мельникова так же как и Пелагия Ртищева имели в числе своих клиентов и поколения кузнецов –старообрядцев до революции 1917 года. Карательные меры, приносимые против староверия Николаем I и его правительством, хотя и автономной Савчинской общине и не нанесли прямого вреда, но по крупному духовному центру поморцев, Выговский киновии, в 1836 году был нанесен непоправимый удар. В сентябре того года на Выгу появился губернатор Дашков с указом ”молитв за царя”, а весной, в марте, 1837 года и пристав Веденеев с воинской командой. Сначала был запрещен колокольный звон, затем были сняты и увезены колокола, опечатаны все часовни, были расхищены иконы и церковная утварь, разорена библиотека. В старообрядческие селения переселяли новообрядцев. Возможно, что и в деревне Савчино новообрядцы с семьями появились в 40-е годы 19 века, и, может быть, с благославения Орловского епископа Никодима.

Богомоловы, Ерохины и Балушкины в 19 веке занимались чисто крестьянским хозяйством, хотя последние породнившись с Граборовыми, стали кузнецами. К концу века это были крепкие сложившиеся хозяйства, каждая семья старообрядчев имела лошадь, у Граборова Алексея их было три. Кроме того, держали по нескольких коров, свиней, овец, было много птицы. В деревне было три маслобойни, две из которых принадлежали староверам Ерохину Григорию Алексеевичу и Граборову Ивану Алексеевичу, одна ветряная мельница Граборова Ивана Алексеевича и его старших сыновей Алексея и Анисима, впоследствии павших на полях сражений в первую мировую войну. В начале 20 века Богомолов Анисим и Ерохин Григорий Алексеевич построили колбасню, котоая производили продукцию до 1929 года. Работа на земле начиналась с ранней весны, из зерновых культур староверы предпочтение отдавали ржи, просу, гречихе и овсу. Выращивали коноплю, из которой на маслобойнях производили конопляное масло. Важное место в питании общинников занимали картофель и овощи. Кроме того, женщины и дети занимались заготовкой грибов, ягод, орехов (лещины) и лекарственных трав. Излишки продукции шла на товарообмен: металл для кузницы приобретался за конопляное масло, чернила и бумага за ягоды или масло животное.

Первым известным наставником Савчинской старообрядческой общины в конце 19 века стал Ерохин Григорий Алексеевич. Еще ранее, до момента избрания на столь ответственную должность, Григорий Алексеевич несколько лет провел в краю Сибирском, где познал веру и богослужение христиан-поморцев в тех далеких местах. Возвратившись в родные края, Григорий Алексеевич привез из Сибирской земли богослужебные книги: "Псалтыри” "Часовники” и "Евангелие” (большое). "Псалтыри” и "Часовники” были отданы в каждую моленную семью, а "Евангелие” в богомоловский молитвенный дом.

В марте 1897 года в присутствии членов общины и приглашенных гостей из числа наиболее опытных последователей Старой Веры, приехавших из деревень Крутая и Еловка (ныне Калужская область), Григорий Алексеевич Ерохин, как грамотный, хорошо знающий Священное Писание и церковную историю христианин, был выбран наставником Савчинской общины. Григорий Алексеевич пользовался авторитетом не только у староверов-поморцев, но и у жителей всей деревни; крещенные по новому образцу за хождение по Сибири уважительно называли его "сибиряком”. С удовольствием слушали, затаив дыхание, его рассказы о далеком крае.

В период руководства общиною Григорием Алексеевичем в ней царил нравственный и религиозный порядок, грамотно исполнялись все церковные богослужения, славянской грамоте обучались дети. Во время богослужений наставник выбирал себе в помощники одного из наиболее одаренных в вопросах церковной службы членов общины. Зачастую таким помощником был Граборов Иван Алексеевич.

В 1919 году в конце лета, когда все члены общины от мала до велика занимались уборкой урожая, в деревне случился пожар, сгорел дом Григория Алексеевича. В огне погибло все имущество семьи, в том числе и богослужебные книги, перенесенные из Богомоловской моленной четыре года назад, спасти удалось лишь несколько икон. До сих пор остается тайной. Что могло явиться причиной пожара.

Тяжело переживая случившееся, 72-летний наставник просит прихожан освободить его от руководства общиной и избрать наставником Граборова Ивана Алексеевича. В то тяжелое время, когда по стране шла братоубийственная война, Иван Алексеевич Граборов дает согласие быть временно исполняющим обязанности наставника общины. На собрании староверов в доме Ивана Алексеевича после произошедшего пожара было решено молится по домам.

В 1923 году новым и последним наставником общины поморцы избирают 47-летнего Балушкина Василия Ивановича. В этом удивительном человеке сочеталось много достоинств: обладал честным и твердым словом; был благожелателен к окружающим, близко принимал к сердцу их радости и печали; его прекрасный голос, когда он читал праздничные каноны, глубоко проникал в души христиан-поморцев, присутствующих на богослужении.

Староверы-поморцы отличались крепостью и преданностью Вере, богословской грамотностью, были знакомы с пророчествами, часто собирались поговорить на духовные темы. В их числе Ерохин Григорий Алексеевич, Ерохин Илья Семенович, Граборов Иван Алексеевич, Граборов Василий Никитич, Балушкин Иван Самуилович. По воспоминаниям ныне живущих староверов Савчинской общины те старцы были дальновидны во времени. Так, например запало в душу еще девочки Граборовой Елены предсказание деда Григория (Ерохина Григория Алексеевича) о победе русского народа над немцами. Во время войны (а немцы стояли в деревне Савчино) она зашла к деду Григорию, и он ей сказал: "Вот, деточка, немец стоит у нас, но мы немца прогоним. Потому что в этой войне победит северный Царь. А севернее нас нет. А вот потом будет война, такая разрушительная, что как собирает садовник яблочки и случайно оставит одно, так и после той войны останется очень мало людей”. Тогда это казалось невероятным, но предсказание о победе над немцами сбылось.

Шло время, на смену новой экономической политике (НЭП) пришла коллективизация сельского хозяйства, набирала обороты репрессивная машина большевиков. Чтобы создать прочную базу для колхозного строительства, нужно было уничтожить зажиточное крестьянство, названное кулачеством. В 1929 году начался массовый загон крестьян в колхозы. Принудительные меры коснулись всех жителей деревни, независимо от того, какого вероисповедания придерживалась та или иная семья. У староверов забрали всех рабочих лошадей и "излишек” крупного рогатого скота, по "доброй воле” пришлось расстаться и с сельскохозяйственным инвентарем.

В 1931 году умирает Граборов Иван Алексеевич; в 1933 году, голодном году, от истощения скончался последний наставник Савчинской общины Балушкин Василий Иванович (1876-1933).

Тяжесть карательных мер вновь нависла над Брянским краем в 1937 году, репрессивный ураган пронесся по Дятьковскому району, к которому относится и деревня Савчино. Савчинские семьи потеряли не по одному человеку, против них начальник Дятьковского РО НКВД Стриго состряпал дело, названное: "Дело колхозников из деревни Савчино”, десять уроженцев деревни были обвинены в том, что являясь кулаками, а затем, став колхозниками, занимались вредительством и контрреволюционной пропагандой. Все осужденные получили по 10 лет лагерей, среди них и двое староверов-поморцев: братья Илларион Григорьевич и Тимофей Григорьевич Ерохины-сыновья Григория Алексеевича Ерохина. Из лагерей ни один из братьев не вернулся. Во времена репрессивного беспредела молодые челны общины по совету отцов и матерей навсегда покинули родные места.

После смерти последнего наставника в 1933 году в отсутствии кандидата в духовные отцы, богослужения пришлось проводить со знанием дела головщице общины Ксении Григорьевне Ерохиной, дочери первого наставника. Богослужения проводились в глубокой конспирации, дабы не вызвать подозрения у властей. Ведь любой донос на собрания в те годы мог обернуться годами лагерей.

С весны 1941 года, во время войны и в послевоенное время собирались на молитву в доме Тихона Ивановича Балушкина. Он дает согласие временно исполнять обязанности наставника. Его дом стал последней моленной поморцев в деревне Савчино до начала 80-х годов 20 века.

 В сентябре 1947 года в почетном возрасте на 103 году жизни скончался первый известный наставник Савчинской общины Ерохин Григорий Алексеевич. Тело покойного было предано земле в северной части Савчинского кладбища, где похоронены староверы. Ныне в 5-ти километрах от Савчино, в поселке Бытошь проживают староверы, часть из нмх выходцы Савчинской общины, соблюдающих законы Древлеправославия, переданные им отцами и дедами. Ежегодно из Москвы на протяжения ряда лет в деревню Савчино приезжает один из отцов Московской Поморской общины Евфмий Севастьянович Лепешин. Он является ныне духовным отцом проживающих в поселке Бытошь староверов.

Ю. Абраменков, краевед п. Бытошь.
Журнал "Календарь Древнеправославной церкви ” за 2005 год.

 

Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (02.05.2012)
Просмотров: 2007 | Теги: общины, История, старообрядцы, савчино, дятьково | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]