Мальцовские памятные
жетоны.
Автор Хухарев В.В. г. .Тверь.
Среди памятников фалеристики юбилейные и памятные жетоны
неизменно привлекают внимание коллекционеров и исследователей. Их, как правило,
отличает высокохудожественное исполнение, дорогостоящие материалы и связь со
значимыми событиями. В нашем случае - это история Мальцовского промышленного
округа, его основатель - Сергей Иванович Мальцов (1810-1893) и события тех 12
посёлков, 6 чугунолитейных заводов, железной дороги, фабрик эмалированных,
стеклянных и фаянсовых изделий, - входивших в состав округа.
В числе известных на сегодня памятных мальцовских жетонов выделяют два типа.
Первый из них был выпущен в 1902 г., на 25-летие начала эксплуатации
Мальцовской узкоколейной железной дороги. Мальцовская узкоколейка - одна из
первых частных железных дорог Российской империи. Её строительство под
руководством С.И. Мальцова было осуществлено с одновременной организацией
местного изготовления подвижного состава и рельсов для дороги. Проходила дорога
по территории северной части Брянского уезда Орловской губернии и юго-западной
части Жиздринского уезда Калужской губернии, где связывала в единую сеть более
30 различных предприятий, принадлежавших С.И. Мальцову.
Строительству дороги во многом помог крупный государственный
заказ на производство пушечных
лафетов и снарядов для русской армии в войне с Турцией и правительственные
ссуды под залог мальцовской недвижимости (Цубербиллер, 1891. С.45-58).
Первый участок дороги от Радицы до Людинова, протяжённостью 74 версты был
построен за семь месяцев (май - ноябрь) в 1877г. Через четыре года узкоколейка
была проложена до с.Песоченский завод, и к 1881г. дорога связала практически
все крупные предприятия и посёлки Мальцовского округа. Проект и строительство
железной дороги лёгкого типа протяженностью около 204 вёрст, с 8-фунтовыми
рельсами, вагончиками с подъемной силой в 500 пудов, локомотивами без тендера
обошлись С.И. Мальцову до 9500 руб. за версту, что вместе с подвижным составом
составило сумму около 2 млн. руб. (Немирович-Данченко, 1882. кн.1. С.338-351;
кн.2. С.296; Кареев, 1896. С.508).
Общий парк мальцовской узкоколейки в
конце XIX в. включал 26 паровозов, 52 пассажирских вагона, 461 товарный вагон и
142 платформы. Помимо обслуживания заводов и фабрик по дороге активно
перевозили пассажиров (до 500 тыс. человек в год) и грузы (до 20 млн. пудов), в
том числе и почтовые отправления (Кареев, 1896. С.508-509; Серебряков, 1999
(переизд. 1928) С.61; Жуков, 2006. С.22-23).
Организация узкоколейной железной дороги потребовала от С.И. Мальцова не только
строительства станций, ремонтных мастерских, но и телеграфной линии, связавшей
все железнодорожные станции и заводы.
В августе 1885г. из-за долгов составлявших около 10 млн. руб., «Мальцовское
Промышленно-Торговое Товарищество» было предано в ведение Государственной
казны, введшей Казённое управление (администрацию). За четыре года Казенного
управления дела товарищества ещё более ухудшились, а долги возросли. В августе
1888 г. было введено Конкурсное управление (под председательством Николая
Ивановича Беллюстина и директора-распорядителя горного инженера М.Ф.Норпе),
сумевшего приостановить негативные процессы и наладить работу в Мальцовском
округе. В 1894г. было образовано «Акционерское общество Мальцовских заводов»,
куда вошли чугунолитейные и машиностроительные заводы в Людинове, Сукремле,
Песочне, Любохне, Радицкий вагоностроительный завод, Песоченская фаянсовая
фабрика, Ивотская, Радицкая и Чернятинская стеклянные фабрики, Пивоваренный
завод в Любохне, узкоколейная железная дорога, четыре лесоперерабатывающих
завода и т.д.
Правление было переведено в Санкт-Петербург (Серебряков,
1999. С.62-63; Примаченко, 1993. С.126-130 и др.).
В 1902г. правление АОМЗ провело торжества по поводу юбилея со дня пуска дороги
в эксплуатацию. Некоторым важным гостям и, вероятно, ряду служащих дороги были
поднесены именные памятные жетоны. На сегодня известен один их тип,
представляющий собой круглые золотые медальоны, с бусинным ушком для
подвешивания на золотую цепочку.
На лицевой стороне жетона на округлом щитке из белой эмали помещено изображение
«Мальцовского герба» - геральдический щит, имеющий в красном поле две
перекрещенные шпаги острыми концами вверх; над ними - восьмиугольная звезда
(Гербовник VII, 85). Над щитом - рыцарский шлем с нашлемником в виде трех
перьев и золотым намётом. По краю жетона на зелёной эмали помещена надпись: «МАЛЬЦОВСКАЯ
ЖЕЛЪЗНАЯ ДОРОГА * 1877-1902. *». На оборотной стороне в центре на округлом
щитке из красной эмали помещены накладные римские цифры «XXV», а вокруг неё
надпись, содержащая имя, отчество и фамилию владельца жетона (Рис. 1).
На экземпляре, проданном в феврале 2009г. аукционным домом
«Кабинетъ», помещена надпись: «НИКИФОРЪ АНДРЕЕВИЧЪ *ШАРАПОВЪ*». Размеры
жетона 33 х 27,5мм, масса 15,3 г. На кольце ушка жетона имеются клейма -
пробирное «56» с женской головкой в кокошнике, знак удостоверения с
буквой «альфа» и плохо читаемый именник.
Экземпляр, проходивший экспертизу в 2009г. в аукционном доме «Знакъ» имеет
надпись: «КОНСТАНТИНЪ ЮЛ1АНОВИЧЪ *МЕДЗЬ1ХОВСКIЙ*>>. Размеры жетона
32,8x21,1мм, масса 18,8г. На кольце ушка фиксируется клеймо-именник - «NK», оттиснутое дважды.
Информацией ещё об одном жетоне с надписью «СЕМЕНЪ ДМИТРIЕВИЧ ДИЗЕРТИНСКIЙ» любезно поделился
московский исследователь памятников железнодорожной фалеристики К.М.Секретёв.
Небольшие различия между жетонами (размеры, масса, типы разделительных
звёздочек, подложки под эмаль, детали изображения намёта и др.) позволяют
предполагать возможность изготовления этих жетонов в разных, скорее всего
петербургских мастерских в начале XX века.
Одним из таких мастеров золотых и серебряных дел, вероятно,
был Николай Фёдорович Кемпер, чей именник «NK» оттиснут на одном из вариантов жетона. Мастерская его
располагалась на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в доме №27 на 6-й
линии1.
Ещё об одном типе мальцовских жетонов стало известно совсем недавно. Они
связаны с юбилейными мероприятиями января 1905г. по выпуску миллионной бочки на
цементном заводе АО МЗ «Мальцовский Портланд-цемент» (образован в 1899г.).
На лицевой стороне жетона на округлом щитке из белой эмали помещено изображение
«Мальцовского герба», хорошо известного как по более ранним железнодорожным
жетонам, так и по продукции АО МЗ - геральдический щит, имеющий в красном поле
две перекрещенные серебряные шпаги острыми концами вверх; над ними - восьмиугольная
серебряная звезда. Над щитом - рыцарский шлем с нашлемником в виде трех перьев
и золотым намётом. По краю жетона на белой эмали помещена надпись: «МАЛЬЦОВСКАШ
ПОРТЛАНДЪ ЦЕМЕНТЪ * БОЧКА №1 -25 НОЯБ. 1900г. *».
На оборотной стороне в центре на округлом щитке из красной
эмали помещена золотая лента, на стороне с белым фоном которой помещена фамилия
владельца «С.Д. ДИЗЕРТИНСК1Й», по краю жетона помещены надписи «БОЧКА
№ 1000000» (в верху) и «14 ЯНВАРЯ 1905г.» (внизу). Дисковидное ушко
для подвешивания имеет ещё и по шарику-украшению по бокам (Рис. 2).
К сожалению, архивные поиски документов по истории разработки и учреждения
мальцовских жетонов пока не дали результата. Мы не имеем сведений о тиражах,
авторах проекта и списках их получавших. Наверное, это можно объяснить как
относительной неполнотой состава архивных фондов по округу в Брянске, так и
значительным разбросом мальцовских документов по ряду центральных и
региональных архивов, что значительно затрудняет поиск необходимых документов.
Но причина видится больше в крайне незначительном на сегодня охвате изученных
мальцовских документов, а это, в свою очередь, позволяет надеяться на новые
счастливые открытия и находки2.
Примечание:
1 Любезная информация С.С.Левина (Москва).
² Выражаю большую признательность за сведения и помощь в работе А.С.Шкурко
(Москва, ГИМ), С.С.Левину (Москва, ГИМ), Е.А.Яровой (Санкт-Петербург, ГЭ),
А.В.Митяевой (Москва, АД «Знакъ»), К.М.Секретёву (Москва, АД «Монеты и
медали»), А.А.Бауэр (Киров, КИКМ) и В.В.Жукову (Киров).
ЛИТЕРАТУРА
1. Общий гербовник Дворянских родов Всероссийской империи, начатый в
1797 году. Часть VII.
2. Немирович-Данченко В.И. Америка в России // Русская мысль. Журнал
научный, литературный и политический. Кн. I (январь). Москва, 1882. С.338-351.
3. Кареев Н.И. Мальцовский заводской округ // Энциклопедический словарь: издатели Ф.А.
Брокгаузъ и И.А. Ефронъ. СПб. 1896.Т. XVIII а (36 полутом). С.508-509.
4. Серебряков Г.Ф. Развитие промышленности Мальцовского округа
(Исторический очерк)/Под редакцией Я.А. Бороздина и Л.А. Мертц.
М, 1928г.(переизд. Киров, 1999).
5. Жуков В.В. От Мальцовской узкоколейки до Фаянсовского узла //
Крылатый семафор: сборник материалов по истории железных дорог и
железнодорожного транспорта в Калужской области /Сост. и отв. ред. А.А. Бауэр.
Калуга, 2006. С. 14-23.
6. Добровольская Л.И. Некоторые вопросы
систематизации и учреждения отечественных жетонов // Нумизматический сборник
2003.
СПб, 2003. С. 222-223.
7. Цубербиллер А. Мальцовские железные дороги. История их сооружения
и настоящее положение// Экономический журнал. №11/12. 1891 г.С.45-58.
8. Примаченко П.А. Русский торгово-промышленный мир. М, 1993.
9. Из музейной коллекции группы «Новые Транспортные Технологии» /
автор-составитель К.М Секретёв. М., 2006.
10. Ордена, медали, знаки Российской
империи. Предметы истории. Аукционный дом «КАБИНЕТЪ». Аукцион №7. М, 2009.
С. 149. Лот 173.7.
11. Хухарев В.В. Памятный жетон
на двадцатилетний юбилей Мальцовской железной дороги // Крылатый семафор:
сборник материалов по истории железных дорог и железнодорожного транспорта в
Калужской области и сопредельных регионах / Сост. и отв. ред. А.А.
Бауэр. Вып.2. Калуга, 2010. С.51-53. |