Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Мальцовские памятные жетоны.


Мальцовские памятные  жетоны.


Автор Хухарев В.В. г. .Тверь.

Среди памятников фалеристики юбилейные и памятные жетоны неизменно привлекают внимание коллекционеров и исследователей. Их, как правило, отличает высокохудожественное исполнение, дорогостоящие материалы и связь со значимыми событиями. В нашем случае - это история Мальцовского промышленного округа, его основатель - Сергей Иванович Мальцов (1810-1893) и события тех 12 посёлков, 6 чугунолитейных заводов, железной дороги, фабрик эмалированных, стеклянных и фаянсовых изделий, - входивших в состав округа.
В числе известных на сегодня памятных мальцовских жетонов выделяют два типа. Первый из них был выпущен в 1902 г., на 25-летие начала эксплуатации Мальцовской узкоколейной железной дороги. Мальцовская узкоколейка - одна из первых частных железных дорог Российской империи. Её строительство под руководством С.И. Мальцова было осуществлено с одновременной организацией местного изготовления подвижного состава и рельсов для дороги. Проходила дорога по территории северной части Брянского уезда Орловской губернии и юго-западной части Жиздринского уезда Калужской губернии, где связывала в единую сеть более 30 различных предприятий, принадлежавших С.И. Мальцову.

Строительству дороги во многом помог крупный государственный заказ на производство  пушечных лафетов и снарядов для русской армии в войне с Турцией и правительственные ссуды под залог мальцовской недвижимости (Цубербиллер, 1891. С.45-58).
Первый участок дороги от Радицы до Людинова, протяжённостью 74 версты был построен за семь месяцев (май - ноябрь) в 1877г. Через четыре года узкоколейка была проложена до с.Песоченский завод, и к 1881г. дорога связала практически все крупные предприятия и посёлки Мальцовского округа. Проект и строительство железной дороги лёгкого типа протяженностью около 204 вёрст, с 8-фунтовыми рельсами, вагончиками с подъемной силой в 500 пудов, локомотивами без тендера обошлись С.И. Мальцову до 9500 руб. за версту, что вместе с подвижным составом составило сумму около 2 млн. руб. (Немирович-Данченко, 1882. кн.1. С.338-351; кн.2. С.296; Кареев, 1896. С.508).
 Общий парк мальцовской узкоколейки в конце XIX в. включал 26 паровозов, 52 пассажирских вагона, 461 товарный вагон и 142 платформы. Помимо обслуживания заводов и фабрик по дороге активно перевозили пассажиров (до 500 тыс. человек в год) и грузы (до 20 млн. пудов), в том числе и почтовые отправления (Кареев, 1896. С.508-509; Серебряков, 1999 (переизд. 1928) С.61; Жуков, 2006. С.22-23).
Организация узкоколейной железной дороги потребовала от С.И. Мальцова не только строительства станций, ремонтных мастерских, но и телеграфной линии, связавшей все железнодорожные станции и заводы.
В августе 1885г. из-за долгов составлявших около 10 млн. руб., «Мальцовское Промышленно-Торговое Товарищество» было предано в ведение Государственной казны, введшей Казённое управление (администрацию). За четыре года Казенного управления дела товарищества ещё более ухудшились, а долги возросли. В августе 1888 г. было введено Конкурсное управление (под председательством Николая Ивановича Беллюстина и директора-распорядителя горного инженера М.Ф.Норпе), сумевшего приостановить негативные процессы и наладить работу в Мальцовском округе. В 1894г. было образовано «Акционерское общество Мальцовских заводов», куда вошли чугунолитейные и машиностроительные заводы в Людинове, Сукремле, Песочне, Любохне, Радицкий вагоностроительный завод, Песоченская фаянсовая фабрика, Ивотская, Радицкая и Чернятинская стеклянные фабрики, Пивоваренный завод в Любохне, узкоколейная железная дорога, четыре лесоперерабатывающих завода и т.д.

Правление было переведено в Санкт-Петербург (Серебряков, 1999. С.62-63; Примаченко, 1993. С.126-130 и др.).
В 1902г. правление АОМЗ провело торжества по поводу юбилея со дня пуска дороги в эксплуатацию. Некоторым важным гостям и, вероятно, ряду служащих дороги были поднесены именные памятные жетоны. На сегодня известен один их тип, представляющий собой круглые золотые медальоны, с бусинным ушком для подвешивания на золотую цепочку.
На лицевой стороне жетона на округлом щитке из белой эмали помещено изображение «Мальцовского герба» - геральдический щит, имеющий в красном поле две перекрещенные шпаги острыми концами вверх; над ними - восьмиугольная звезда (Гербовник VII, 85). Над щитом - рыцарский шлем с нашлемником в виде трех перьев и золотым намётом. По краю жетона на зелёной эмали помещена надпись: «МАЛЬЦОВСКАЯ ЖЕЛЪЗНАЯ ДОРОГА * 1877-1902. *». На оборотной стороне в центре на округлом щитке из красной эмали помещены накладные римские цифры «XXV», а вокруг неё надпись, содержащая имя, отчество и фамилию владельца жетона (Рис. 1).


На экземпляре, проданном в феврале 2009г. аукционным домом «Кабинетъ», помещена надпись: «НИКИФОРЪ АНДРЕЕВИЧЪ *ШАРАПОВЪ*». Размеры жетона 33 х 27,5мм, масса 15,3 г. На кольце ушка жетона имеются клейма - пробирное «56» с женской головкой в кокошнике, знак удостоверения с буквой «альфа» и плохо читаемый именник.
Экземпляр, проходивший экспертизу в 2009г. в аукционном доме «Знакъ» имеет надпись: «КОНСТАНТИНЪ ЮЛ1АНОВИЧЪ *МЕДЗЬ1ХОВСКIЙ*>>. Размеры жетона 32,8x21,1мм, масса 18,8г. На кольце ушка фиксируется клеймо-именник - «NK», оттиснутое дважды.
Информацией ещё об одном жетоне с надписью «СЕМЕНЪ ДМИТРIЕВИЧ ДИЗЕРТИНСКIЙ» любезно поделился московский исследователь памятников железнодорожной фалеристики К.М.Секретёв.
Небольшие различия между жетонами (размеры, масса, типы разделительных звёздочек, подложки под эмаль, детали изображения намёта и др.) позволяют предполагать возможность изготовления этих жетонов в разных, скорее всего петербургских мастерских в начале XX века.

Одним из таких мастеров золотых и серебряных дел, вероятно, был Николай Фёдорович Кемпер, чей именник «NK» оттиснут на одном из вариантов жетона. Мастерская его располагалась на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в доме №27 на 6-й линии1.
Ещё об одном типе мальцовских жетонов стало известно совсем недавно. Они связаны с юбилейными мероприятиями января 1905г. по выпуску миллионной бочки на цементном заводе АО МЗ «Мальцовский Портланд-цемент» (образован в 1899г.).
На лицевой стороне жетона на округлом щитке из белой эмали помещено изображение «Мальцовского герба», хорошо известного как по более ранним железнодорожным жетонам, так и по продукции АО МЗ - геральдический щит, имеющий в красном поле две перекрещенные серебряные шпаги острыми концами вверх; над ними - восьмиугольная серебряная звезда. Над щитом - рыцарский шлем с нашлемником в виде трех перьев и золотым намётом. По краю жетона на белой эмали помещена надпись: «МАЛЬЦОВСКАШ ПОРТЛАНДЪ ЦЕМЕНТЪ * БОЧКА №1 -25 НОЯБ. 1900г. *».

На оборотной стороне в центре на округлом щитке из красной эмали помещена золотая лента, на стороне с белым фоном которой помещена фамилия владельца «С.Д. ДИЗЕРТИНСК1Й», по краю жетона помещены надписи «БОЧКА № 1000000» (в верху) и «14 ЯНВАРЯ 1905г.» (внизу). Дисковидное ушко для подвешивания имеет ещё и по шарику-украшению по бокам (Рис. 2).



К сожалению, архивные поиски документов по истории разработки и учреждения мальцовских жетонов пока не дали результата. Мы не имеем сведений о тиражах, авторах проекта и списках их получавших. Наверное, это можно объяснить как относительной неполнотой состава архивных фондов по округу в Брянске, так и значительным разбросом мальцовских документов по ряду центральных и региональных архивов, что значительно затрудняет поиск необходимых документов. Но причина видится больше в крайне незначительном на сегодня охвате изученных мальцовских документов, а это, в свою очередь, позволяет надеяться на новые счастливые открытия и находки2.

Примечание:

1 Любезная информация С.С.Левина (Москва).
² Выражаю большую признательность за сведения и помощь в работе А.С.Шкурко (Москва, ГИМ), С.С.Левину (Москва, ГИМ), Е.А.Яровой (Санкт-Петербург, ГЭ), А.В.Митяевой (Москва, АД «Знакъ»), К.М.Секретёву (Москва, АД «Монеты и медали»), А.А.Бауэр (Киров, КИКМ) и В.В.Жукову (Киров).



ЛИТЕРАТУРА
 

1. Общий гербовник Дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797 году. Часть VII.
2. Немирович-Данченко В.И. Америка в России // Русская мысль. Журнал научный, литературный и политический. Кн. I (январь). Москва, 1882. С.338-351.

3. Кареев Н.И. Мальцовский заводской округ   // Энциклопедический словарь: издатели Ф.А. Брокгаузъ и И.А. Ефронъ. СПб. 1896.Т. XVIII а (36 полутом). С.508-509.
4. Серебряков Г.Ф. Развитие промышленности Мальцовского округа (Исторический очерк)/Под редакцией Я.А. Бороздина и Л.А. Мертц. М, 1928г.(переизд. Киров, 1999).
5. Жуков В.В. От Мальцовской узкоколейки до Фаянсовского узла // Крылатый семафор: сборник материалов по истории железных дорог и железнодорожного транспорта в Калужской области /Сост. и отв. ред. А.А. Бауэр. Калуга, 2006. С. 14-23.

6. Добровольская Л.И. Некоторые вопросы систематизации и учреждения отечественных жетонов // Нумизматический сборник 2003.
 СПб, 2003. С. 222-223.
7. Цубербиллер А.  Мальцовские железные дороги. История их сооружения и настоящее положение// Экономический журнал. №11/12. 1891 г.С.45-58.
8. Примаченко П.А. Русский торгово-промышленный мир. М, 1993.
9. Из музейной коллекции группы «Новые Транспортные Технологии» / автор-составитель К.М Секретёв. М., 2006.
 10. Ордена, медали, знаки Российской империи. Предметы истории. Аукционный дом «КАБИНЕТЪ». Аукцион №7. М, 2009. С. 149. Лот 173.7.
11.  Хухарев В.В. Памятный жетон на двадцатилетний юбилей Мальцовской железной дороги // Крылатый семафор: сборник материалов по истории железных дорог и железнодорожного транспорта в Калужской области и сопредельных регионах / Сост. и отв. ред. А.А. Бауэр. Вып.2. Калуга, 2010. С.51-53.


Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (19.11.2013)
Просмотров: 2153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]