Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района

Неугасимая лампада

А. М. Лашина, главный хранитель,

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»

 

«Неугасимая лампада».

 

Целью данной работы является исследование и анализ коллекции лампад ГАУК «Музея дятьковского хрусталя» и коллекции В.В. Бабаева. За достаточно долгий срок своего существования лампады стали символом православной культуры, превратившись в редкие экспонаты и предметы коллекционирования. Они привлекают не только формой, материалами, технологическими и художественными приемами исполнения, но и несомненной исторической ценностью.

Традиции русского художественного литья берут нача­ло в православии, а значит, уходят корнями в Византию: именно в византийской империи зародились предметы ли­той церковной утвари, изготавливаемые и поныне: лампа­ды, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и цер­ковные люстры. Наиболее древним предметом православ­ной церковной утвари справедливо считают лампады.

Лампáда, лампадáрий, лампадофóр (греч. lampas — "свет, светило, факел"; лат. lampada) в византийских и русских храмах — светильник перед образом, иконой.

В широком смысле «лампада» —- это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или навер­ху больших стационарных подсвечников.

Символическое значение лампады — вечный огонь ве­ры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

История церковных светильников восходит к самым ранним эпохам христианства, к пещерным храмам, освещенным лампадами. Сохранились сведения о древнейших способах освещения церкви, бытовавших еще у греков.

Первые лампады использовались христианами для ос­вещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь пресле­дования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.

Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религи­озных целях, что, в конечном счёте, и переняли христиане.

Лампады наполняли елеем - деревянным маслом. Дере­вянное масло или елей - это разные названия оливкового масла. Поскольку деревянное масло, получают не из трав и семян, а из растущих на дереве плодов.

Лампады, помимо богослужений, использовались, да и ныне используются христианами в качестве намогильной символики, являясь своеобразными эмблемами вечного света, несущего мученикам и праведникам радость и бла­годать, а грешникам - надежду на искупление и прощение их грехов.

Предназначались лампады и для домашних молитв. С этой целью их подвешивали к потолку иди ставили на спе­циальные столики перед иконостасом.

Именно подвешивание лампад к потолку, войдя в тра­дицию, явилось, исходной стартовой позицией для после­дующей разработки висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр, Первые прообразы паникадил (больших люстр, подвешиваемых под главным церковным куполом) и церковных люстр представляли собой просто подвесные обручи, в которые были установлены многочисленные лампады.

Лампада состоит из трех частей: подлампадника - металлического или, реже, стеклянного либо фарфорового, вставки - собственно стаканчика, в который наливают мас­ло и подвеса - цепочки, на которой держится сама лампада и дымник, улавливающий копоть.

Стаканчик, в который наливают елей, не менее интере­сен. Создание стеклянных вставок для лампад - особое мастерство, которому на Руси уделяли немалое внимание. Не­даром цветные стеклянные лампады, украшенные гранями и узорами, в православном мире именовали «русскими». Ста­канчики, которые вставляются в лампады, могут быть раз­ных цветов. Во многих храмах и у благочестивых людей в разные периоды церковного года можно встретить лампады красные, зеленые, синие... Красные зажигают в пасхальный период, зеленые горят в течение всего года. Синие или бес­цветные хрустальные сберегают на Великий пост.

История лампад и церковной утвари на дятьковской хрустальной фабрике началась в первой половине XIX ве­ка и связана с завершением строительства храма Преобра­жения. Именно эта постройка раскрыла неорганичные возможности использования  хрусталя и цветных стекол в Декоре интерьера.

Преображенский храм был построен в 1810 году на средства И.А. Мальцова. По воспоминания очевидцев и сохранившимся описаниям храм представлял собой удиви­тельное, но красоте зрелище: все убранство церкви - люстры, канделябры, подсвечники было выполнено из цветного стеклами хрусталя. Хрустальными плитами были облицо­ваны стены, под плиты подкладывалась цветная металли­ческая фольга и стекольный бой. В 1856 году в церкви был установлен хрустальный иконостас. При полном освеще­нии церкви иконостас казался алмазным, сверкал радуж­ной игрой бесчисленных граней, производя необычайный эффект.

Лампады для данного храма были выполнены из трехслойного стекла и демонстрировали великолепие сти­ля, высокий профессионализм исполнителей. Они были дополнены прозрачными, граненными в виде капли, хру­стальными подвесками, искрящимися тысячами огней при малейшем движении. Лампады подвешивались на цепях, состоящих из крупных молочно-белых бусин, В экспози­ции музея хрусталя можно увидеть подсвечник, высотой 210 сантиметров, выполненный из трехслойного стекла - бесцветного, золотого рубина и молочного. Он украшен изображением церковного орнамента, выполненным в виде широких прошлифовок и травлением» Эта работа считает­ся уникальным произведением, шедевром стекольного ис­кусства XIX столетия, свидетельствующим о виртуозном исполнительском мастерстве старых дятьковских умель­цев. В той же технике, что и подсвечник, выполнена лам­пада, находящаяся в экспозиции музея хрусталя. Всего в музее хрусталя хранится десять лампад, выполненных в разных техниках:

1. Выдувные (лампады, выполненные методом ручного выдувания)

- лампады, выполненные из двухслойного и трех­слойного стекла (7 единиц).

В качестве примера рассмотрим следующие лампады.

Лампада, выполненная из трехслойного (бесцветного, золотого рубина, молочного) стекла. Высота лампады 87 см, диаметр 11 см. Полусферическое тулово вставлено в чеканный металлический ободок и декорировано алмазной гранью в виде «ямок», «пальцев», сетка из парных клино­видных граней. В металлический обруч в специальные от­верстия крепятся подвески, выполненные из стекла и со­стоящие из двух разделенный частей. В нижней части тулова, декоративный элемент крепится при помощи металлического стержня. Завершает лампаду бусина, выполнен­ная из молочного стекла. Коптильник лампады выполнен из металла. Подвес — бусы из молочного стекла.

Настольная лампада, выполненная из трехслойного (бесцветного, золотой рубин, молочного) стекла. Высота лампады 20 см, диаметр 10,5 см. Плитка круглая, по ок­ружности внутренней поверхности имеет матовое кольцо шириной 1 см Ножка гладкая, выполнена из бесцветного стекла. Тулово овоидной формы с тремя обручами в ниж­ней части.

- лампады, украшенные цветной нитью (1 единица).

Лампада колоколовидная выполнена из золотого руби­на. Высотой 6S см, диаметром 14 см. «Ушки» на лампаде и на коптильнике выполнены из бесцветного стекла. Лампа­да и верхушка декорирована в технике «Венецианской ни­ти» • молочные и розовые ленты расположенные хаотично. Верхушка куполовидная. Подвес - голубые стеклянные бусы.

2. Лампады, выполненные методом прессования

- лампады синего цвета (1 единица). Колоколовидное тулово с тремя «ушками» в верхней части, высотой 61 см, диаметром 9 см. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Завершает лампаду декоративный элемент. Подвес и коптильник выполнен из металла.

 - прозрачные лампады (1 единица). Колоколояидное тулово с тремя «ушками» в средней части, высотой 66 см, диаметром 9 см. Завершает лампаду декоративный элемент. Подвес и коптильник выполнены из металла.

Редкие предметы церковного убранства переданы му­зею жителями дятьковского района. В коллекции музея есть и единственная сохранившаяся хрустальная плита, из тех, что украшали стены Преображенского храма, длиной 29,5 см, шириной 28,5 см, с изображением в центре боль­шого креста, по краям грани «куст» собранные из капле­видных лучей. Храм был закрыт в 1929 году, здание было разрушено, хрустальное убранство утрачено.

На дятьковской хрустальной фабрике массовые изде­лия и церковная утварь выпускались по Прейскуранту, предлагавшему множество наименований выполненных из стекла и хрусталя. В нем можно было увидеть не только выдувные, но и прессованные изделия, разнообразного от­тенка и способа декорирования.

Коллекция лампад, представленных в экспозиции ГАУК «Музея дятьковского хрусталя», принадлежит из­вестному в городе собирателю старины, увлеченному че­ловеку - В.В.Бабаеву. Живой интерес к истории края, по­иск предметов прошлого стали жизненной позицией наше­го земляка.

Коллекция насчитывает 96 лампад и является одной из самых полных и широко представленных предметов дан­ного вида церковной утвари, изготовленных на Дятьковском хрустальном заводе конца XIX- начала XX веков.

Она собиралась более 20 лет и продолжает пополняться новыми экспонатами. Одни экземпляры были подарены друзьями, коллегами по работе, другие были приобретены в Москве, Калуге, Дятькове. В коллекции можно увидеть лампады трех видов: подвесные, настольные и укрепляе­мые на специальных кронштейнах внизу перед иконой. Все они выполнены из различных материалов:

 - металл (18 лампад). Они декорировались стилизован­ным резным или гравированным орнаментом, цветным стеклом. В металлические лампады вставляли специальные стаканчики для масла из цветного стекла. Помимо лампад в коллекции В.В. Бабаева представлена и кадило - метал­лическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные уг­ли кладут ладан, выполненное из металла.

- фарфор (4 лампады), расписанные вручную специ­альными красками и золотом.

- стекло (74 лампады) различной формы, технике изго­товления, метода декорирования.

Каждая лампада имеет свою историю и легенду. И все лампады, выполненные из стекла, можно разделить на не­сколько групп по технике изготовления:

2. Выдувные (лампады, выполненные методом ручного выдувания)

- Лампады, выполненные из двухслойного и трех­слойного стекла (17, единиц)- «двух» и «трех» хрусталей и украшавшие дятьковский храм Преображения Господня и Любышскую церковь. На Дятьковском хрустальном за­воде в конце 19 начале 20 веков эти изделия вырабатыва­лись гутным приемом и украшались алмазной гранью и гра­вировкой. Эта техника дает особый оптический эффект - вся лампада равномерно наполняется цветным сиянием.

В качестве примера рассмотрим следующие лампады.

Лампада, которая украшала церковь Введения села Любышь и выполнена из трехслойного стекла. В данном случае бесцветного, молочного и голубого стекла. Высота лам­пады 78 см, диаметр 19 см. Полусферическое тулово лампады вставлено в чеканный металлический ободок. Лампада декорирована алмазной гранью в виде «пальцев», «широкой гранью». Коптильник лампады куполовидный и повторяет рисунок алмазной грани, выполненный на лампаде. Боковые «ушки» на верхушке лампады выполнены из бесцветного стекла. Подвес - бусы, выполненные под малахит.

Лампада, украшавшая храм Преображения Господня в Дятьково. Она выполнена из двухслойного стекла, бес­цветного и золотого рубина. Высота лампады 69,5 см, диа­метр 15 см, высота вставки 11,5 см, диаметр вставки 10 см. Тулово лампады колоколовидное. Декорировано алмазной гранью в виде «пальцев» и «ямок». Ушки лампады выпол­нены из бесцветного стекла. Вставка колоколовидная, край оформлен в виде округлой формы цветка. Коптильник лампады куполовидный и повторяет рисунок алмазной грани, выполненный на лампаде. Подвес - бесцветные стеклянные бусы.

- Лампады, украшенные цветной нитью и крош­кой (4 единицы). Из них можно увидеть несколько лампад выполненные в 50-е и 80-е годы 20 столетия (так в статье, возможна опечатка, правильно 19 столетия? Админ.)

В качестве примера рассмотрим следующие лампады.

Лампада выполненная в технике «Венецианской ни­ти», высотой 66,5 см, диаметром 12,5 см. Лампада колоко­ловидная. «Ушки» на лампаде и на коптильнике выполне­ны из бесцветного стекла. Лампада и верхушка декориро­вана молочными лентами с каемкой из синего стекла рас­положенными спиралевидно. Коптильник куполовидный. Подвес - бесцветные стеклянные бусы.

Лампада выполненная из двухслойного стекла: бес­цветного и молочного. Высота лампады 59,5 см, диаметр 8,5 см, высота вставки 9,5 см, диаметр вставки 5,7 см. Грушевидной формы с тремя бесцветными «ушками» в верхней части. Вставка колоколовидная. Завершает лампа­ду декоративный элемент. Лампада и вставка украшены цветной стеклокрошкой желтого, красного, синего, розово­го цветов. Подвес - бусы желто-розового цвета. Коптиль­ник выполнен из металла.

- Лампады, выполненные из бесцветного и цветного стекла (15 единиц). Они были разнообразных форм, украша­лись люстровыми красками, или же живописью. Люстровые краски использовались в разных вариациях: то покрывалось целиком все изделие, то часть его, то обозначалось цветная полоска или отводка.

В качестве примера рассмотрим следующие лампады.

Лампада выполненная из бесцветного стекла высотой 54 см, диаметром 10 см. Лампада полусферическая с тремя «ушками» из бесцветного стекла в верхней части. Завершает лампаду декоративный элемент. Лампада декорирована люс- тровой краской цвета медный рубин. Подвес - прозрачные стеклянные бусы. Коптильник выполнен из металла.

Лампада, выполненная из молочного стекла высотой 59 см, диаметром 11,3 см. Лампада колоколовидная с тре­мя «ушками» в верхней части. В середине тулова выпол­нен декор растительного орнамента красками голубого, зеленого, коричневого, синего цветов. По верхнему и ниж­нему краю лампады выполнены горизонтальные полосы голубого цвета. «Ушки» на лампаде выполнены из молоч­ного стекла. Подвес собран белых бусин. Коптильник вы­полнен из металла.

3. Лампады, выполненные методом прессо­вания.

 Мальцовские прейскуранты демонстрируют много­образие форм и красителей, используемых при выработке этой церковной утвари.

  Впервые об изобретении метода прессования стекла в Англии отечественная пресса упомянула в 1826 году в журнале «Торговля и мануфактура», а уже в 1838 году К. Жерве описывает целое «отделение» на Дятьковском заво­де, где этот «заморский секрет» использовался для изго­товления «готовых гранёных вещей».

  • темно-красные лампады (2 единицы),
  • лампады светло-зеленого и желтого оттенков (3 единицы),
  • лампады голубого и синего цветов (9 единиц),
  • лампады коричневого оттенка (5 единиц),
  • лампады фиолетового цвета (2 единицы),
  • прозрачные лампады (17 единиц).

В качестве примера рассмотрим некоторые из них.

       Лампада, выполненная из бесцветного стекла высо­той 62,5 см, диаметр 9,5 см, высотой вставки 6 см, диамет­ром вставки 6 см. Тулово конусовидное с тремя «ушками» в средней части. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Завершает лампаду декоративный элемент. Вставка колоколовидная. Подвес - бусы прозрачного цвета. Коп­тильник выполнен из металла.

Лампада выполненная из цветного (синего) стекла высотой 51,5 см, диаметром 9,5 см, высотой вставки 7 см, диаметром вставки 7,5 см. Колоколовидное тулово с тремя «ушками» в верхней части. Рисунок пресса имитирует ал­мазную грань. Вставка колоколовидная. Завершает лампа­ду декоративный элемент. Подвес - прозрачные бусины. Коптильник выполнен из металла.

Лампада, выполненная из уранового стекла высотой 49 см, диаметром 11 см, высотой вставки 7 см, диаметром вставки 7,8 см. Лампада сферическая с тремя «ушками» в верхней части. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Вставка коническая формы. Подвес - бесцветные стеклян­ные бусы. Коптильник выполнен из металла.

Лампада выполненная из цветного (коричневого) стекла высотой 42 см, диаметром 10,5 см. Колоколовидное тулово с тремя ушками в верхней части. Декор тулова: два вида трехглавых храмов. Завершает лампаду декоративный элемент. Бусы и коптильник выполнены из металла.

При огромном разнообразии церковной утвари, кото­рая выпускалась на Дятьковском хрустальном заводе, кол­лекция лампад В.В. Бабаева является уникальным явлени­ем художественных ценностей конца XIX- начала XX ве­ков, позволяющим более полно отразить историю завода. Несомненно, эта коллекция имеет не только художествен­ную и историческую ценность, но и дополняет ассортимент продукции Дятьковского хрустального завода XIX века, имеющийся в фондах музея.

 

Список используемой литературы:

  1. Немчинова Д.И. «Художественное стекло Дятьковского завода». Санкт-Петербург - 2009 г.
  2. Арсентьев Н.М., Макушев А.А. «Хрусталь­ные короли России: Промышленное хозяйство и предпри­нимательская деятельность Мальцовых в XVIII-XIX ве­ках». Наука - 2002 г.
  3. «Прейсъ-Курантъ Дятьковской хрустальной фабрики акционерного общества мальцовских заводовъ»
Категория: История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района | Добавил: любослав (11.12.2014)
Просмотров: 4737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]