Главная » Статьи » История с 1790 по 1917 год. История Мальцевского промышленного района |
А. М. Лашина, главный хранитель, ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»
«Неугасимая лампада».
Целью данной работы является исследование и анализ коллекции лампад ГАУК «Музея дятьковского хрусталя» и коллекции В.В. Бабаева. За достаточно долгий срок своего существования лампады стали символом православной культуры, превратившись в редкие экспонаты и предметы коллекционирования. Они привлекают не только формой, материалами, технологическими и художественными приемами исполнения, но и несомненной исторической ценностью. Традиции русского художественного литья берут начало в православии, а значит, уходят корнями в Византию: именно в византийской империи зародились предметы литой церковной утвари, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры. Наиболее древним предметом православной церковной утвари справедливо считают лампады. Лампáда, лампадáрий, лампадофóр (греч. lampas — "свет, светило, факел"; лат. lampada) в византийских и русских храмах — светильник перед образом, иконой. В широком смысле «лампада» —- это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. История церковных светильников восходит к самым ранним эпохам христианства, к пещерным храмам, освещенным лампадами. Сохранились сведения о древнейших способах освещения церкви, бытовавших еще у греков. Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что, в конечном счёте, и переняли христиане. Лампады наполняли елеем - деревянным маслом. Деревянное масло или елей - это разные названия оливкового масла. Поскольку деревянное масло, получают не из трав и семян, а из растущих на дереве плодов. Лампады, помимо богослужений, использовались, да и ныне используются христианами в качестве намогильной символики, являясь своеобразными эмблемами вечного света, несущего мученикам и праведникам радость и благодать, а грешникам - надежду на искупление и прощение их грехов. Предназначались лампады и для домашних молитв. С этой целью их подвешивали к потолку иди ставили на специальные столики перед иконостасом. Именно подвешивание лампад к потолку, войдя в традицию, явилось, исходной стартовой позицией для последующей разработки висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр, Первые прообразы паникадил (больших люстр, подвешиваемых под главным церковным куполом) и церковных люстр представляли собой просто подвесные обручи, в которые были установлены многочисленные лампады. Лампада состоит из трех частей: подлампадника - металлического или, реже, стеклянного либо фарфорового, вставки - собственно стаканчика, в который наливают масло и подвеса - цепочки, на которой держится сама лампада и дымник, улавливающий копоть. Стаканчик, в который наливают елей, не менее интересен. Создание стеклянных вставок для лампад - особое мастерство, которому на Руси уделяли немалое внимание. Недаром цветные стеклянные лампады, украшенные гранями и узорами, в православном мире именовали «русскими». Стаканчики, которые вставляются в лампады, могут быть разных цветов. Во многих храмах и у благочестивых людей в разные периоды церковного года можно встретить лампады красные, зеленые, синие... Красные зажигают в пасхальный период, зеленые горят в течение всего года. Синие или бесцветные хрустальные сберегают на Великий пост. История лампад и церковной утвари на дятьковской хрустальной фабрике началась в первой половине XIX века и связана с завершением строительства храма Преображения. Именно эта постройка раскрыла неорганичные возможности использования хрусталя и цветных стекол в Декоре интерьера. Преображенский храм был построен в 1810 году на средства И.А. Мальцова. По воспоминания очевидцев и сохранившимся описаниям храм представлял собой удивительное, но красоте зрелище: все убранство церкви - люстры, канделябры, подсвечники было выполнено из цветного стеклами хрусталя. Хрустальными плитами были облицованы стены, под плиты подкладывалась цветная металлическая фольга и стекольный бой. В 1856 году в церкви был установлен хрустальный иконостас. При полном освещении церкви иконостас казался алмазным, сверкал радужной игрой бесчисленных граней, производя необычайный эффект. Лампады для данного храма были выполнены из трехслойного стекла и демонстрировали великолепие стиля, высокий профессионализм исполнителей. Они были дополнены прозрачными, граненными в виде капли, хрустальными подвесками, искрящимися тысячами огней при малейшем движении. Лампады подвешивались на цепях, состоящих из крупных молочно-белых бусин, В экспозиции музея хрусталя можно увидеть подсвечник, высотой 210 сантиметров, выполненный из трехслойного стекла - бесцветного, золотого рубина и молочного. Он украшен изображением церковного орнамента, выполненным в виде широких прошлифовок и травлением» Эта работа считается уникальным произведением, шедевром стекольного искусства XIX столетия, свидетельствующим о виртуозном исполнительском мастерстве старых дятьковских умельцев. В той же технике, что и подсвечник, выполнена лампада, находящаяся в экспозиции музея хрусталя. Всего в музее хрусталя хранится десять лампад, выполненных в разных техниках: 1. Выдувные (лампады, выполненные методом ручного выдувания) - лампады, выполненные из двухслойного и трехслойного стекла (7 единиц). В качестве примера рассмотрим следующие лампады. Лампада, выполненная из трехслойного (бесцветного, золотого рубина, молочного) стекла. Высота лампады 87 см, диаметр 11 см. Полусферическое тулово вставлено в чеканный металлический ободок и декорировано алмазной гранью в виде «ямок», «пальцев», сетка из парных клиновидных граней. В металлический обруч в специальные отверстия крепятся подвески, выполненные из стекла и состоящие из двух разделенный частей. В нижней части тулова, декоративный элемент крепится при помощи металлического стержня. Завершает лампаду бусина, выполненная из молочного стекла. Коптильник лампады выполнен из металла. Подвес — бусы из молочного стекла. Настольная лампада, выполненная из трехслойного (бесцветного, золотой рубин, молочного) стекла. Высота лампады 20 см, диаметр 10,5 см. Плитка круглая, по окружности внутренней поверхности имеет матовое кольцо шириной 1 см Ножка гладкая, выполнена из бесцветного стекла. Тулово овоидной формы с тремя обручами в нижней части. - лампады, украшенные цветной нитью (1 единица). Лампада колоколовидная выполнена из золотого рубина. Высотой 6S см, диаметром 14 см. «Ушки» на лампаде и на коптильнике выполнены из бесцветного стекла. Лампада и верхушка декорирована в технике «Венецианской нити» • молочные и розовые ленты расположенные хаотично. Верхушка куполовидная. Подвес - голубые стеклянные бусы. 2. Лампады, выполненные методом прессования - лампады синего цвета (1 единица). Колоколовидное тулово с тремя «ушками» в верхней части, высотой 61 см, диаметром 9 см. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Завершает лампаду декоративный элемент. Подвес и коптильник выполнен из металла. - прозрачные лампады (1 единица). Колоколояидное тулово с тремя «ушками» в средней части, высотой 66 см, диаметром 9 см. Завершает лампаду декоративный элемент. Подвес и коптильник выполнены из металла. Редкие предметы церковного убранства переданы музею жителями дятьковского района. В коллекции музея есть и единственная сохранившаяся хрустальная плита, из тех, что украшали стены Преображенского храма, длиной 29,5 см, шириной 28,5 см, с изображением в центре большого креста, по краям грани «куст» собранные из каплевидных лучей. Храм был закрыт в 1929 году, здание было разрушено, хрустальное убранство утрачено. На дятьковской хрустальной фабрике массовые изделия и церковная утварь выпускались по Прейскуранту, предлагавшему множество наименований выполненных из стекла и хрусталя. В нем можно было увидеть не только выдувные, но и прессованные изделия, разнообразного оттенка и способа декорирования. Коллекция лампад, представленных в экспозиции ГАУК «Музея дятьковского хрусталя», принадлежит известному в городе собирателю старины, увлеченному человеку - В.В.Бабаеву. Живой интерес к истории края, поиск предметов прошлого стали жизненной позицией нашего земляка. Коллекция насчитывает 96 лампад и является одной из самых полных и широко представленных предметов данного вида церковной утвари, изготовленных на Дятьковском хрустальном заводе конца XIX- начала XX веков. Она собиралась более 20 лет и продолжает пополняться новыми экспонатами. Одни экземпляры были подарены друзьями, коллегами по работе, другие были приобретены в Москве, Калуге, Дятькове. В коллекции можно увидеть лампады трех видов: подвесные, настольные и укрепляемые на специальных кронштейнах внизу перед иконой. Все они выполнены из различных материалов: - металл (18 лампад). Они декорировались стилизованным резным или гравированным орнаментом, цветным стеклом. В металлические лампады вставляли специальные стаканчики для масла из цветного стекла. Помимо лампад в коллекции В.В. Бабаева представлена и кадило - металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан, выполненное из металла. - фарфор (4 лампады), расписанные вручную специальными красками и золотом. - стекло (74 лампады) различной формы, технике изготовления, метода декорирования. Каждая лампада имеет свою историю и легенду. И все лампады, выполненные из стекла, можно разделить на несколько групп по технике изготовления: 2. Выдувные (лампады, выполненные методом ручного выдувания) - Лампады, выполненные из двухслойного и трехслойного стекла (17, единиц)- «двух» и «трех» хрусталей и украшавшие дятьковский храм Преображения Господня и Любышскую церковь. На Дятьковском хрустальном заводе в конце 19 начале 20 веков эти изделия вырабатывались гутным приемом и украшались алмазной гранью и гравировкой. Эта техника дает особый оптический эффект - вся лампада равномерно наполняется цветным сиянием. В качестве примера рассмотрим следующие лампады. Лампада, которая украшала церковь Введения села Любышь и выполнена из трехслойного стекла. В данном случае бесцветного, молочного и голубого стекла. Высота лампады 78 см, диаметр 19 см. Полусферическое тулово лампады вставлено в чеканный металлический ободок. Лампада декорирована алмазной гранью в виде «пальцев», «широкой гранью». Коптильник лампады куполовидный и повторяет рисунок алмазной грани, выполненный на лампаде. Боковые «ушки» на верхушке лампады выполнены из бесцветного стекла. Подвес - бусы, выполненные под малахит. Лампада, украшавшая храм Преображения Господня в Дятьково. Она выполнена из двухслойного стекла, бесцветного и золотого рубина. Высота лампады 69,5 см, диаметр 15 см, высота вставки 11,5 см, диаметр вставки 10 см. Тулово лампады колоколовидное. Декорировано алмазной гранью в виде «пальцев» и «ямок». Ушки лампады выполнены из бесцветного стекла. Вставка колоколовидная, край оформлен в виде округлой формы цветка. Коптильник лампады куполовидный и повторяет рисунок алмазной грани, выполненный на лампаде. Подвес - бесцветные стеклянные бусы. - Лампады, украшенные цветной нитью и крошкой (4 единицы). Из них можно увидеть несколько лампад выполненные в 50-е и 80-е годы 20 столетия (так в статье, возможна опечатка, правильно 19 столетия? Админ.) В качестве примера рассмотрим следующие лампады. Лампада выполненная в технике «Венецианской нити», высотой 66,5 см, диаметром 12,5 см. Лампада колоколовидная. «Ушки» на лампаде и на коптильнике выполнены из бесцветного стекла. Лампада и верхушка декорирована молочными лентами с каемкой из синего стекла расположенными спиралевидно. Коптильник куполовидный. Подвес - бесцветные стеклянные бусы. Лампада выполненная из двухслойного стекла: бесцветного и молочного. Высота лампады 59,5 см, диаметр 8,5 см, высота вставки 9,5 см, диаметр вставки 5,7 см. Грушевидной формы с тремя бесцветными «ушками» в верхней части. Вставка колоколовидная. Завершает лампаду декоративный элемент. Лампада и вставка украшены цветной стеклокрошкой желтого, красного, синего, розового цветов. Подвес - бусы желто-розового цвета. Коптильник выполнен из металла. - Лампады, выполненные из бесцветного и цветного стекла (15 единиц). Они были разнообразных форм, украшались люстровыми красками, или же живописью. Люстровые краски использовались в разных вариациях: то покрывалось целиком все изделие, то часть его, то обозначалось цветная полоска или отводка. В качестве примера рассмотрим следующие лампады. Лампада выполненная из бесцветного стекла высотой 54 см, диаметром 10 см. Лампада полусферическая с тремя «ушками» из бесцветного стекла в верхней части. Завершает лампаду декоративный элемент. Лампада декорирована люс- тровой краской цвета медный рубин. Подвес - прозрачные стеклянные бусы. Коптильник выполнен из металла. Лампада, выполненная из молочного стекла высотой 59 см, диаметром 11,3 см. Лампада колоколовидная с тремя «ушками» в верхней части. В середине тулова выполнен декор растительного орнамента красками голубого, зеленого, коричневого, синего цветов. По верхнему и нижнему краю лампады выполнены горизонтальные полосы голубого цвета. «Ушки» на лампаде выполнены из молочного стекла. Подвес собран белых бусин. Коптильник выполнен из металла. 3. Лампады, выполненные методом прессования. Мальцовские прейскуранты демонстрируют многообразие форм и красителей, используемых при выработке этой церковной утвари. Впервые об изобретении метода прессования стекла в Англии отечественная пресса упомянула в 1826 году в журнале «Торговля и мануфактура», а уже в 1838 году К. Жерве описывает целое «отделение» на Дятьковском заводе, где этот «заморский секрет» использовался для изготовления «готовых гранёных вещей».
В качестве примера рассмотрим некоторые из них. Лампада, выполненная из бесцветного стекла высотой 62,5 см, диаметр 9,5 см, высотой вставки 6 см, диаметром вставки 6 см. Тулово конусовидное с тремя «ушками» в средней части. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Завершает лампаду декоративный элемент. Вставка колоколовидная. Подвес - бусы прозрачного цвета. Коптильник выполнен из металла. Лампада выполненная из цветного (синего) стекла высотой 51,5 см, диаметром 9,5 см, высотой вставки 7 см, диаметром вставки 7,5 см. Колоколовидное тулово с тремя «ушками» в верхней части. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Вставка колоколовидная. Завершает лампаду декоративный элемент. Подвес - прозрачные бусины. Коптильник выполнен из металла. Лампада, выполненная из уранового стекла высотой 49 см, диаметром 11 см, высотой вставки 7 см, диаметром вставки 7,8 см. Лампада сферическая с тремя «ушками» в верхней части. Рисунок пресса имитирует алмазную грань. Вставка коническая формы. Подвес - бесцветные стеклянные бусы. Коптильник выполнен из металла. Лампада выполненная из цветного (коричневого) стекла высотой 42 см, диаметром 10,5 см. Колоколовидное тулово с тремя ушками в верхней части. Декор тулова: два вида трехглавых храмов. Завершает лампаду декоративный элемент. Бусы и коптильник выполнены из металла. При огромном разнообразии церковной утвари, которая выпускалась на Дятьковском хрустальном заводе, коллекция лампад В.В. Бабаева является уникальным явлением художественных ценностей конца XIX- начала XX веков, позволяющим более полно отразить историю завода. Несомненно, эта коллекция имеет не только художественную и историческую ценность, но и дополняет ассортимент продукции Дятьковского хрустального завода XIX века, имеющийся в фондах музея.
Список используемой литературы:
| |
Просмотров: 4737 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |