Главная » Статьи » Этнография |
Память предков. Известно, что каждый народ отличается своей самобытностью, проявляющейся в языке, обычаях, сказках, песнях, кухне, жилищах, праздниках. Не являемся исключением им мы русские. Наша культура имеет древнюю историю, не одну тысячу лет формировались наше восприятие мира, наш язык, наше поведение. Сейчас в эпоху глобализации, кажется, что безвозвратно от нас ушли древняя религия и верования наших предков. Между тем это не совсем так. Некоторые древние обычаи, обряды и верования древних по сию пору можно видеть в быту, в повседневности. Надо лишь видеть их. Спросим себя: почему на похоронах мы русские насыпаем над могилой усопшего холмик, почему наши дома украшают резные наличники, почему молодоженов родители встречают караваем, почему нельзя здороваться через порог? И еще много других "почему”. Погребальный обряд: раньше и сейчас. Наш похоронный обряд за последнюю тысячу лет не так уж сильно изменился. Как хоронили наши предки тысячу лет назад? Прежде всего, собирались родственники покойного. Из цельного куска дерева долбили гроб. Покойного обряжали в белый саван, или прикрывали белым полотном – ведь белый цвет скорби у славян и укладывали в гроб. Выбиралось место для будущего захоронения. Как правило, близ уже существующих могил. Место для могильников выбиралось тоже особо. Это должно быть возвышенное ровное место, по возможности окружающая местность должна походить на местность у поселения. Сами могилы должны быть огорожены, причем как в прямом – сооружалась ограда вокруг курганов в виде ровиков и столбов с жердями, так и в переносном смысле – часто барьером служил овраг с протекающим по дну оврага ручьем. Считалось, что вода предохраняет живых от мертвых, мертвец, если он превратится в нечистый дух, не может перейти этот символический барьер – воду. Современные кладбища деревень расположены по такому же принципу. Кладбища с окружающими ровиками имеют деревни Бацкино, Любышь, Ольшаница. Деревни с расположенными кладбищами на другой стороне оврага, от домов: Большая Жукова, Малая Жукова, Хутор Псурский. Часто кладбища располагали у проезжих дорог. Существовало два похоронных обряда: обряд трупоположения и обряд трупосожжения. Обряд трупоположения применялся, когда родственники умершего хотели, чтобы покойный прошел перевоплощение и возродился в новом теле (переселение душ). Обряд трупосожжения применялся, чтобы душа навсегда переселилась на небеса. Покойника по обряду трупоположения укладывали головой на запад – если он был славянином или головой на восток, если он был финно-угром. Усопшие должны были "видеть” восход или закат солнца. Если проводился обряд трупосожжения, то оставшийся пепел ссыпали в урну – специальный горшок. Над местом погребения сооружали курган. Причем в сооружении участвовали родственники. Сравните это с современным обрядом, когда каждый родственник должен бросить ком земли в могилу. Сейчас огромная насыпь кургана превратилась в небольшой могильный холмик, тем не менее, сооружаемый после засыпки могилы. В Западной Европе и Америке землю разравнивают. Иногда после сожжения урны с прахом погребали не в кургане, а ставили в особом домике мертвых. Вспомните детскую сказку про Бабу Ягу, которая живет в избушке на курьих ножках. Это отголосок таких погребений. Считалось, что в этом домике живет смерть – современная сказочная Баба-Яга. Ярким остатком погребального обряда жертвоприношения является обычай класть в гроб любимые вещи покойного, например сигареты "в дорогу”, костыли. В прошлом, вместе с покойным клали погребальный инвентарь, который должен был пригодится в загробной жизни – горшки с пищей, ножи, предметы украшения, вооружение и т.п. После похорон на могиле покойного проводили тризну – современные поминки. Обычай приходить на кладбище на следующий день, а так же через год после похорон остался таким же, как и тысячу лет назад. Вот выдержка о похоронном обряде вятичей из сочинения средневекового автора (9век): "… по прошествии года после смерти покойника, берут они бочонков двадцать меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся ”. Все также как и сейчас, только мед заменили водкой. Мы оставляем еду на могилах, крошим печенье и хлеб, потому что у древних славян считалось, что души умерших предков в виде птиц, слетаются и едят крошки. С птицами связана еще одна примета – если стучится в окно птица – не к добру, это тоже душа предка предупреждает о возможном несчастии. Из поминальных блюд остались кутья (коливо), блины, кисель, лапша. Древние празднества. Из всех древних праздников в начале 21 века сейчас можно видеть лишь два: Зимние святки и Масленицу. От Зимних святок остался сильно измененный обычай – колядование. Первоначально обряд колядования состоял в чествовании рождения солнца и наступления нового года. Сейчас он трансформировался в вымогание денег и лакомств. От Масленицы остался обряд сжигания чучела Зимы на погребальном костре, а так же праздничные блюда – блины, оладьи, пряники, пиво. Причем в блинах древние видели особый смысл, - он своей формой похож на солнце "умирающее и воскресающее” каждую зиму. Свадебный обряд. Славянский свадебный обряд в наши дни трансформировался до неузнаваемости. Старинная русская свадьба считается очень красивым и очень сложным действом, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле любое движение или слово, любая деталь таили в себе глубокий смысл. Сегодня исчезли полностью славянские наряды жениха и невесты. Вместо красного свадебного платья невесты обряжаются в похоронное белое. Из всего свадебного обряда остались – возложение цветов и денег к памятникам (принесение требы на капища), обязательный выезд в лес с распитием хмельных напитков, выкуп невесты. Остался и обряд вручения каравая молодоженам. Свадебный каравай выпекали только при первом бракосочетании. Хлеб для выпечки брали из семей жениха и невесты. Форма каравая и качество приготовления имели серьезное значение. Круглый, как солнце, коса плетеная по краю, украшенный разными хлебными - обязательно парными! - фигурками (колосками, веточками, птичками), пухлый и пахучий - такой каравай к счастливой супружеской жизни, а вот трещина в каравае - плохая примета. Вынимая каравай из печи, смотрели, куда клонится макушка: если вовнутрь – к прибытку в доме, если наружу к разорению. Каравай олицетворял собой счастливую зажиточную семейную жизнь. Магические знаки славян. Их назначение. Идея охраны жилища и одежды с помощью магических знаков возникла в глубокой древности. Одежда наших предков украшалась всевозможной вышивкой имеющей не только эстетическое значение, но и глубокий религиозный смысл, она несла в себе различную информацию. Считалось, что особые узоры нанесенные на одежду предохраняют от нечистой силы и духов. С этой целью ее наносили на места с точки зрения наших предков наименее защищенных. Это были ворот, рукава и подол рубах. Вышивка была своего рода оберегом. Сегодня на одежду наносят рисунки лишь с одной целью – сделать ее привлекательней, моднее. Но, тем не менее, остались в сегодняшней жизни предметы, которые мы видим каждый день, и которые когда-то выполняли такую же функцию, как и вышивка. Это домовые наличники. Первоначальный смысл древних символов, которые мы видим на них, забыт, но, тем не менее, их продолжали применять как необходимые. Символика декора наличников разная, на одних нанесены знаки, значение которых привлекать в дом счастье, обеспечить хороший урожай; на других знаки, предохраняющие от злых духов; на третьих целые мифологические сцены. Например, в Дятьково распространены преимущественно два типа наличников. Первый – в центре расположена часть розетки изображающая восходящее солнце. По бокам два растительных завитка. Здесь, при некоторой доле фантазии, можно увидеть славянскую легенду о солнце и ящере (драконе). Ящер в славянской мифологии был владыкой подземного и подводного царства. Еще его называли коркодилом, отсюда современное название земноводных - крокодил. Согласно этой легенды вечером Ящер должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Голова дракона-ящера на наличнике всегда направлена в сторону обратную от центра. Второй тип наличника – в центре расположена небольшая коронка с сердечком, по бокам два небольших выступа, между ними прорезанные фигуры – полукруглые отверстия, запятые, схематичные отверстия в виде птиц. Все, конечно, выполнено довольно условно. Толкование данного сюжета можно найти в русском народном костюме. Обычно в центре подобных композиций изображали какое-либо славянское божество, например Рода – бога мужского начала, бог жизни. Или изображали Рожаниц – богинь женского начала, семейного очага, любви. В композиции подобного типа наличников явно просматриваются какие-то из подобных божеств. Многие историки предполагают, что корни многих мотивов декора наличников соответствуют границам расселения славянских племен, в нашем районе мы видим что-то подобное. Форма наличника центра района (Дятьково-Любохна) – населенная когда-то вятичами, отличается от форм наличников северо-западной части района (Бытошь-Бацкино) – где жили кривичи. Вообще у наших предков дом и улица считались как бы двумя мирами. В доме все знакомо, в нем уютно, тепло, в нем можно укрыться, в каком-то смысле дом считался даже центром окружающего мира. Хозяином дома считался домовой. Двор, улица – напротив, были враждебным миром, где человека подстерегают серьезные опасности - злые духи, непогода, холод, болезни. Порог – естественная граница дома – был границей между двумя мирами: "своим” и ”чужим”. Пересечение этой границы таило в себе серьезные опасности. Поэтому до сих пор у нас существует поверие, что нельзя здороваться за руку или что-либо передавать через порог. Вдруг за порогом окажется злой дух в обличии человека – так считали наши предки. Еще можно было бы много рассказать интересного о традициях, верованиях наших предков. Жалко, что с каждым годом мы теряем их частичку. Скоро уйдут в прошлое затейливые наличники на окнах, везде будут унылые безликие коробки с евроремонтом, уйдут в прошлое наши традиции, оставляя после себя пустоту. А жаль. В этом и есть главное отличие русского народа от других. Авторы Хуткин И.Н, Кусков Ю.И. | |
Просмотров: 1700
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |