Главная » Статьи » История с 1945 по 1991 год |
История музея дятьковского хрусталя. Земля в конце
концов выветривается, и пыль Дятьковское хрустальное производство, основанное крупными
российскими промышленниками Мальцовыми, существует более 220 лет, с конца 18
века. Коллекция и история её формирования Почти 200 лет в заводском музее собирались образцы продукции
разных периодов: сложные и дорогие заказные изделия, например, многопредметные
хрустальные сервизы (сохранились их фрагменты от 2 до 15 предметов); роскошные вазы и кубки;
подписные изделия, предназначавшиеся в подарок. По коллекции 19 века можно
проследить шаги технического прогресса на предприятии. В частности, успешное
освоение техники ручного прессования в первой половине 19 века подтверждают
замечательные образцы этого периода – стаканы, бокалы, вазы для цветов,
фруктов, конфет, пирогов и т.п. Впервые в России в промышленных масштабах здесь были освоены
варки красивейших цветных стёкол, окрашенных медью (изобретение М.В.Ломоносова)
и ураном. Среди экспонатов музея 19 века имеются подтверждения этих достижений
дятьковского производства. Замечательной страницей в истории художественной культуры Дятьковского производства является работа на заводе в 90-е 19 века художницы Елизаветы Меркурьевны Бём. В коллекции музея хранятся её произведения: сервиз «Зима» 1897г. из трёх предметов с авторской подписью. Стаканчик с рисунком «иглой по воску» на морскую тему и солонка, декорированная живописью - подарки музею от внучатой племянницы художницы Анастасии Владимировны Шеболковой. Ещё два предмета – кувшин и кружку со сложной орнаментальной
росписью эмалями можно, с достаточно высокой степенью вероятности, также
отнести к авторским работам Е.М.Бём. Благодаря щедрому дару А.В.Шеболковой,
музей обладает несколькими карандашными
рисунками художницы, прижизненным изданием силуэтных иллюстраций к сказке
«Репка». Особую часть коллекции составляют предметы, подаренные музею. Среди многих имён бескорыстных дарителей, хотелось бы назвать Б.А. Хатимскую (г.Санкт-Петербург); О.Т. Печенкову - потомка богемских стеклоделов Рикклей, приехавших на дятьковское производство в конце 19 века; семью Малицких (г.Брянск); дятьковского коллекционера В.В.Бабаева; Н.Е. Соловьёва (г. Москва); потомков управляющего заводом в начале 20 века С.И. Хабарова – Можарову А.А. (г. Йошкар-Ола) и Хабарову Е.А. (г. Узловая). Несколько десятков имен наших дарителей с глубокой
признательностью и благодарностью навсегда вписаны в историю музея. Период 20 –
30 годов 20 столетия представлен массовым ассортиментом завода – образцами
бытовой посуды и индивидуальными работами мастеров, в которых очень часто
живописные рисунки и сюжетная алмазная
грань передают патетику того времени
изображениями элементов новой советской символики. Коллекция довоенного периода включает около предметов , выполненных техниками тонкостенного пресса и прессовыдувания. В историю мирового стеклоделия они вошли как «стекло периода Великой депрессии». Эти изделия большими партиями выпускали многие стекольные компании США в 20-30 годы 20 века. Коллекция нашего музея представляет несколько красивейших оттенков стекла и разнообразные рисунки декора. Относится это стекло к стилю «арт-деко». Коллекцию образцовой Дятьковского хрустального завода эти предметы пополнили перед Великой Отечественной войной. Они были привезены в Дятьково, по воспоминаниям
В.Ф.Ткачевского, после 1939 года, когда в результате присоединения к СССР
западной Белоруссии, специалисты завода посетили стеклозавод «Неман» в Гродненской
области. Частично эту технологию завод освоил уже после войны, в конце 40 – х
годов. В основном, их творческий вклад заключался в том, что для традиционных заводских форм разрабатывались новые композиции рисунков алмазной грани. В 1949 году на завод пришёл первый постоянный художник стекла, потомственный хрустальщик Евграф Сергеевич Шувалов. В 50-е годы на заводе много работали известные советские художницы стекла А.А. Липская и Н.Н. Ростовцева. По их эскизам ещё в 1939 году, в связи с открывавшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (нынешний комплекс ВВЦ), выпускались разнообразные вазы с национальными орнаментами народов республик СССР. В 60-е годы два крупнейших художественных вуза страны – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной и Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова выпустили первых советских профессиональных художников стекла. Большинство из них, ставших в последствии отечественными корифеями художественного стеклоделия, работали на Дятьковском хрустальном заводе, выполняя с помощью умелых и талантливых мастеров свои курсовые или дипломные работы, причём, как правило, это были разработки, предназначенные для тиражирования производством. В последствии,
художники А.Я.Степанова, Г.А.Антонова, Л.И. Савельева, С.Г. Рязанова,
Н.Ю. Ганф и Е.С. Жигалкина, Е.И. Батанова, С. М. Бескинская, супруги Д.Н. и
Л.Н. Шушкановы и многие другие художники приезжали на завод для исполнения
творческих или заказных произведений. Коллекция заводской образцовой продолжала
пополняться экземплярами этих работ.
Среди экспонатов музея датируемых 19 веком – первой половины 20 века есть некоторые предметы, в которых мастера – виртуозы демонстрируют совершенное владение каким - либо сложным приёмом работы с горячим стеклом или способом декорирования. Но в указанные периоды это редкие, единичные экземпляры. С 1976 года среди мастеров завода начинают постоянно проводиться конкурсы мастерства. Целью первого конкурса как раз и была идея пополнить коллекцию музея новыми работами мастеров. В дальнейшем, конкурсы посвящались юбилейным датам страны и завода, теме космоса и морской теме, 300 – летию С-Петербурга, юбилеям Победы, московской Олимпиаде – 80 и Олимпиаде - 2014 в Сочи. Все конкурсные работы поступали в собрание музея. Таким образом, в историю художественного стеклоделия вписаны имена дятьковских мастеров, которые смело можно назвать «золотым генофондом» национальной культуры. В 1983 году на Дятьковском заводе одновременно с Всесоюзным художественным советом по стеклу прошёл и Всесоюзный конкурс мастерства. Коллекция пополнилась работами мастеров стеклозавода «Неман»
из Беларуси, «Первомайского» Смоленской области, работами мастеров
Гусь-Хрустального. Очень интересную часть коллекции музея представляют копии
известных спортивных призов; призов и наград многочисленных международных
музыкальных, кино и театральных, детских фестивалей и конкурсов; художественно
решённых в хрустале корпоративных символов; эксклюзивных подарков знаменитым персонам. «Хрустальная боксёрская
перчатка» В. Котова, «Хрустальный конёк» М.Кизлова, «Хрустальный пеликан» Е.И.
Вольновой и З.Ф. Чумаковой. Копии подарков президентам и патриархам,
экспонируемые в музее – это не только уникальные художественные произведения,
но и артефакты, отражающие страницы истории страны. К моменту открытия нового здания заводского музея в 1976
году в заводской образцовой было собрано 8 тысяч экспонатов. За 32 года
существования Музея Дятьковского хрустального завода основной фонд вырос до 12
тысяч единиц хранения. За период самостоятельного существования музея в
2009-2010 годах основной фонд стекла увеличился на 130 единиц. После Великой Отечественной войны образцовая была устроена в верхнем этаже цеха обработки
завода и занимала площадь приблизительно около 200 кв.м. В образцовой
накапливались и регистрировались экспонаты, формировались выездные выставки,
проходили заводские Художественные советы, на которых обсуждался и утверждался
новый производственный ассортимент. Образцовую показывали потребителям
дятьковских изделий, делегациям, почётным гостям. Именно её посещал первый
космонавт Земли Ю.А.Гагарин и многие известные знаменитости того времени –
космонавты, артисты, герои войны, видные партийные и государственные деятели,
иногда приходили экскурсии местных школьников и приезжали школьники из Брянска. В разные годы там работали Нина Михайловна Зяблова, Любовь
Ивановна Семёнова, Клавдия Григорьевна Малахова, Валентина Николаевна Торопина.
Помещение было очень маленьким, новые образцы расставлялись, чередуясь с
образцами 19 века. Но в целом, образцовая производила неизгладимое впечатление
собранных воедино, сверкающих всеми цветами радуги несметных богатств, не
уступающих сокровищам «хозяйки медной горы». По статье «реклама» министерство промышленности строительных
материалов, к которому в то время относился завод, открыло финансирование
строительства здания заводского музея. Место было определено напротив завода.
Ранее здесь располагались частные дома Василюк М.И., Морозовой Н.В. и
Столяровой Н.М., магазин горторга и несколько сараев. Был использован уже
готовый котлован под предполагавшееся здание универмага. В строительстве нового
музея и его внутреннем оформлении принимали участие многие предприятия Дятьковского
района. Здание было принято государственной комиссией 30 мая 1975 года. Проект внутренней планировки экспозиционных залов и музейного
оборудования выполнил художественно-производственный комбинат «Дайле» г.
Вильнюса. Внутренние работы были завершены в течение года. В «открытом хранении», на подиумах, представлено творчество
художников дятьковского стекла, работавших на заводе в разные периоды времени.
Эта особенность нашего музея – огромные площади «открытого хранения» являются
его уникальной отличительной чертой.
Между музейным объектом и зрителем нет никакой
преграды. Произведение имеет круговой обзор, живёт в пространстве,
заполняет его своей светоносной энергией и является его главной составляющей. В
таком пространстве зритель – не посторонний созерцатель. Собственное понимание
сюжетов и образов произведений искусства, ассоциации и впечатления, которые они
вызывают, как бы помещают зрителя внутрь этого неповторимого и притягательного
«хрустального царства». 31 июля 1976 года, первый в отрасли заводской музей,
размещённый в отдельном огромном современном здании, торжественно открыл свои
двери для посетителей. Современная экспозиция музея занимает 2500 кв. метров; почти 400 кв. метров отведено под выставочный зал. Экспозиция построена по хронологическому принципу: на первом этаже зал 19 – начало 20 веков, как определяла первая редакция аннотации - «дореволюционное стекло». На втором этаже, по периметру, экспозиции представляют произведения художников стекла 20 – 21 веков, продукцию Дятьковского хрустального завода от 20-х годов 20 века и до наших дней. Отдельные залы посвящены творчеству народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е.Репина Е.С.Шувалова и работам мастеров, выполненным по их собственному замыслу в рамках тематических конкурсов. В 1979 году, 23 февраля, в части здания музея хрусталя был
открыт Народный музей Боевой славы,
посвящённый истории партизанского движения в Дятьковском районе. В 80-е годы 20
века в разное время его возглавляли ветераны партизанского движения И.С.
Бармёнков, И.Д. Волков, О.И. Флёсс. До начала 90-х годов Музей Боевой славы финансировался
Дятьковским хрустальным заводом, а его персонал входил в штат сотрудников Музея
хрусталя. Научными сотрудниками на момент открытия музея работали Э.Е.
Тумина, Л.Г.Диева, затем О.М. Тарасова и А.Н. Беляева, с 1980 года - Т.Б.
Городничая, с 1981 года - Л.Е.Певнева, с 1982 года - С.Н. Бабаева, с 1983 года
- И.Н. Жинжикова. 23 февраля 1981 года в музее был торжественно открыт Зал
истории завода. Его экспозиция в документах и лицах представляет все важнейшие
этапы истории предприятия от возникновения и до наших дней. Зал также включает
раздел технологии производства, представляет многочисленные награды завода,
фотографии передовиков производства, трудовых династий, заводских изобретателей
и рационализаторов, почётных гостей завода и музея. Над созданием экспозиции
зала работал знаток истории предприятия, ветеран завода Б.Н. Ободников и
художники - оформители В.С. Рулёв – автор живописного полотна «Вид завода в 19 веке»,
И.М. Мухамедшин, И.Н.Володин. В связи с
открытием новой экспозиции, штат научных сотрудников музея увеличился до 3
единиц. Десятки запросов отсылаются в архивы и библиотеки страны,
налаживаются контакты с коллегами – музейщиками, историками, краеведами,
начинает формироваться библиотека специальной литературы по технологии стекла,
истории мирового и отечественного стеклоделия. В течение нескольких лет, в
почтовых конвертах, свой богатейший архив по истории Мальцовского промышленного
предпринимательства пересылает в музей из г. Гусь – Хрустальный талантливый
краевед Рудольф Николаевич Кудрявцев. С 1983 года музей сотрудничает с
искусствоведом из Ленинграда Д.И. Немчиновой. В этот период начинается её
работа над рукописью по истории Дятьковского хрустального завода. Книга была
издана небольшим тиражом в 2008 году. Заводской музей по собственной инициативе организует работу
по всем направлениям музейной деятельности, соответствующим требованиям к
государственным музеям. Для молодого научного персонала музея 80 - е годы
становятся замечательным периодом неустанного научного поиска и многих
счастливых открытий, незабываемых знакомств и приобретения практического музейного опыта и
профессиональных навыков. В 1993 году в Музее состоялась I историко – краеведческая конференция
«С.И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района». Автором идеи стал дятьковский краевед, заслуженный врач РФ В.Г. Хохлов. В июне 2009 года в музее была открыта новая экспозиция
«Портретная галерея семьи Мальцовых». Впервые в новейшей истории были собраны
вместе копии портретов некоторых членов семьи Мальцовых работы известных
художников. Они были выполнены на матовом стекле художником из г. Людиново
Андреем Фандеевым. В 2010 году на средства Фонда имени братьев Могилевцевых
была издана брошюра «Сергей Мальцов – благотворитель земли Брянской». Оба
проекта были осуществлены под руководством
заведующей научно-просветительским отделом музея И.Н.Жинжиковой. Эта деятельность полностью соответствовала направленности
музея. Музей так старался творчески оформить и преподнести «дятьковскую
красоту», представления продавцов - консультантов, знающих технологию
производства, творческие биографии художников и особенности талантов мастеров
были настолько убедительны, что дело развивалось очень успешно. В 2000 году в
вестибюле музея было оформлено современное торговое помещение, ставшее
фирменным заводским салоном – магазином. В настоящее время в соответствии с возможностями,
представляемыми государственным автономным учреждениям существующим
законодательством, магазин хрусталя является собственной коммерческой
структурой музея, работающей на принципе самоокупаемости. Но в отличие от относительно благополучных и спокойных 80 - х, наступившие годы «перестройки» стали периодом серьёзных испытаний и борьбы за выживание и для Дятьковского хрустального завода и, соответственно, для его структурного подразделения Музея хрусталя. Глубокий кризис поразил внутренний российский туризм, и если в предыдущие годы музей едва справлялся со стабильно активными туристическими потоками, то к середине 90 – х годов они значительно сократились. Статистика тех лет фиксирует уменьшение числа посетителей музеев страны в 5 раз. Более чем в 2 раза уменьшается и количество посетителей нашего музея. Музей вооружился просветительской политикой, ориентированной на местную молодёжь. Для трёх возрастных уровней школьников были разработаны программы лекций и занятий по темам истории отечественного и мирового художественного стеклоделия, декоративно-прикладного и народного искусства, для самых маленьких – занятия по темам легенд и сказов о мастерах стекла. Все темы иллюстрировались интереснейшими выставочными проектами. Эти программы работали довольно успешно, но, к сожалению,
недолго, так как не получавшие по несколько месяцев свои мизерные зарплаты
учителя, в основном своём большинстве, дружно покинули поле битвы за
внеклассное развитие и образование детей. И даже сегодня, спустя почти два
десятилетия, наладить контакт музея с преподавателями местных школ, за редким
исключением, удаётся с большим трудом.
В дальнейшем была найдена очень удачная форма работы, когда
в лучшие музеи и выставочные залы регионов выезжали одновременно выставки из
фондов музея и заводские выставки – продажи. Таким образом, проводились очень
мощные PR и рекламные
компании, продвигавшие торговую марку и
продукцию предприятия и популяризирующие коллекцию Музея хрусталя. Подобные
выставки прошли очень успешно в Москве (Музей-усадьба «Кусково»), в С-Петербурге
(Елагиноостровкий Дворец-музей), в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде,
Казани, Новороссийске, Курске, Рязани и многих других городах страны.
Замечательные обменные выставки, в свою очередь, отработали в нашем музее:
выставка гобеленов из Костромы; живопись Сергея Симакова из Ярославля; выставка
декоративно-прикладного искусства из Национального музея Татарстана; выставка
фарфора 18-19 веков из коллекции Музея керамики «Кусково»; Городецкая роспись
по дереву, выставка по истории и технологии шоколадного производства из музея
фабрики «Красный Октябрь» и другие. Это персональные выставки художников живописи, мастеров
народного и декоративно-прикладного искусства, выставки интересных коллекций,
детского творчества, выставки-исследования из фондов музея, такие как «Марки и
клейма дятьковского стекла», «Антология стакана», «Дятьковское стекло в
интерьере», «Стилевые направления в стекле 19 века» и многие другие. Преимущества и недостатки такого культурно-исторического явления как заводской, то есть ведомственный музей, являются вопросом отдельного исследования. Заводской музей полностью зависит от отношения к вопросу руководства предприятия и от финансового положения производства. За 33 года существования музея сменилось четыре руководителя Дятьковского хрустального завода: В.Ф.Ткачевский - до 1981 г.; Г.П.Торопин - до 1997 г.; Ю.С. Городничий – до 2006 г.; Н.Е. Соловьёв – до 2009 г. Каждому из руководителей - огромная благодарность за внимание и всестороннюю поддержку музея, за возможность успешно работать и развиваться, за то, что завод «дарил» возможность приобщения к сокровищам отечественного художественного стекла многим сотням тысяч посетителей музея из разных стран и уголков нашей страны на достойном уровне. Н.Е.Соловьёв, будучи конкурсным управляющим завода,
инициировал невиданный в нашей стране прецедент - безвозмездную передачу
коллекции музея государству, что наряду со своевременными действиями
Администрации Брянской области, избавило музей от тяжёлого и опасного периода
«неопределённости». Совпадение благоприятных факторов в отношении коллекции
Музея дятьковского хрусталя, свершилось в очередной раз. К сожалению, в период 90 –х годов коллекции музеев многих
художественных производств и народных художественных промыслов были
безвозвратно утрачены. Мы понимали - чтобы быть защищёнными, нужно стать
необходимыми и хорошо известными максимальному количеству людей. Музей
действовал. Достаточно скромные средства гранта позволили музею войти в
современное мировое информационное пространство: был приобретён компьютер,
создан собственный сайт и впервые издан буклет о музее.
В конце 2008 года, в результате банкротства предприятия,
происходит смена собственника Дятьковского хрустального завода. 14 января 2009
года губернатор Брянской области Н.В.Денин подписывает постановление
Администрации Брянской области о создании на базе Музея стекла и хрусталя
завода Государственного автономного учреждения культуры «Музей дятьковского
хрусталя». Учредителем музея является Управление культуры Брянской области.
Музей оказывается первым автономным учреждением в Дятьковском районе и одним из
первых «автономных» музеев в области и в стране. Автор - Городничая Татьяна Борисовна, г. Дятьково | |
Просмотров: 6140 | Рейтинг: 4.4/5 |
Всего комментариев: 0 | |