Главная » Статьи » История с 1945 по 1991 год

История музея дятьковского хрусталя.

История музея дятьковского хрусталя.

 Земля в конце концов выветривается, и пыль
 улетает с ветром, все её люди умирают,
 исчезают бесследно, кроме тех, кто
занимается искусством. Экономика тысячелетней       
давности кажется нам наивной, а произведения
искусства живут вечно.

Эрнест Хемингуэй     

  Дятьковское хрустальное производство, основанное крупными российскими промышленниками Мальцовыми, существует более 220 лет, с конца 18 века.
   В 1835 году в Свод законов Российской империи был включён императорский указ об учреждении на предприятиях художественной промышленности заводских образцовых «дабы были: школой для мастеров, кладезем идей для художников и для облегчения соображения начальству».
Такое внимание к вопросу со стороны императора Николая I, несомненно, было обусловлено общими направлениями его «охранительной политики», всесторонними мерами, направленными на развитие отечественной промышленности. Кроме того, проходившие регулярно, начиная с 1829 года, всероссийские мануфактурные выставки, успешно демонстрировали высочайший уровень достижений российских мастеров стекла, фарфора, художественного литья и других отраслей.

Коллекция и история её формирования
 
  Государственная мудрость формулировки императорского указа об учреждении заводских образцовых подтверждалась очевидной производственной необходимостью. В коллекции музея сохранились предметы, датируемые 20 - годами 19 века, то есть сохранённые ещё до официального вердикта. Этого требовала специфика ручного производства, основанного на индивидуальных способностях и профессиональном уровне мастеров, на множестве технологических тонкостей и неустанных экспериментов в области приёмов и методов стекловарения, выработки и декорирования изделий. Как правило, эти эксперименты не имели предсказуемого результата и не могли быть повторены в случае успеха, без сохранившегося образца.

  Почти 200 лет в заводском музее собирались образцы продукции разных периодов: сложные и дорогие заказные изделия, например, многопредметные хрустальные сервизы (сохранились их фрагменты от 2  до 15 предметов); роскошные вазы и кубки; подписные изделия, предназначавшиеся в подарок. По коллекции 19 века можно проследить шаги технического прогресса на предприятии. В частности, успешное освоение техники ручного прессования в первой половине 19 века подтверждают замечательные образцы этого периода – стаканы, бокалы, вазы для цветов, фруктов, конфет, пирогов и т.п.  
Впервые об изобретении метода прессования стекла в Англии отечественная пресса упомянула в 1826 году в журнале «Торговля и мануфактура», а уже в 1838 году К. Жерве описывает целое «отделение» на Дятьковском заводе, где этот «заморский секрет» использовался для изготовления «готовых гранёных вещей».

  Впервые в России в промышленных масштабах здесь были освоены варки красивейших цветных стёкол, окрашенных медью (изобретение М.В.Ломоносова) и ураном. Среди экспонатов музея 19 века имеются подтверждения этих достижений дятьковского производства.
 Особую ценность представляют образцы изделий из стекла «золотой рубин», где в качестве красителя использовалось порошковое металлическое золото.  
      Значительную часть коллекции 19 века составляет массовая продукция завода: стаканы, бокалы, фужеры, рюмки, графины, кувшины, сервировочные вазы, тарелочки, сахарницы, чайницы, цветники, предметы церковной утвари. Они выполнены из бесцветного и различных цветных стекол разнообразными способами выработки и украшены богатейшей палитрой приёмов декорирования. Сохранившиеся образцы дают хотя и не полное, но достаточно убедительное представление о многообразии производственного ассортимента.

  Замечательной страницей в истории художественной культуры Дятьковского производства является работа на заводе в 90-е 19 века художницы Елизаветы Меркурьевны Бём. В коллекции музея хранятся её произведения: сервиз «Зима» 1897г. из трёх предметов с авторской подписью. Стаканчик с рисунком «иглой по воску» на морскую тему и солонка, декорированная живописью - подарки музею  от внучатой племянницы художницы Анастасии Владимировны Шеболковой.

Ещё два предмета – кувшин и кружку со сложной орнаментальной росписью эмалями можно, с достаточно высокой степенью вероятности, также отнести к авторским работам Е.М.Бём. Благодаря щедрому дару А.В.Шеболковой, музей обладает  несколькими карандашными рисунками художницы, прижизненным изданием силуэтных иллюстраций к сказке «Репка».
    Жемчужиной коллекции 19 века является церковный подсвечник, по инвентарной книге заводской образцовой он датируется 1831 годом. Высота сборного подсвечника 210 см , он выполнен из трёхслойного стекла («трёх хрусталей» - по терминологии 19 века) бесцветного, молочного и стекла «золотой рубин», декорирован орнаментами, выполненными шлифованием и травлением. Этот уникальный предмет убранства несохранившегося Дятьковского Преображенского храма был перенесён в заводскую образцовую после закрытия храма в 1929 году.

  Особую часть коллекции составляют предметы, подаренные музею. Среди многих имён бескорыстных дарителей, хотелось бы назвать Б.А. Хатимскую (г.Санкт-Петербург); О.Т. Печенкову - потомка богемских стеклоделов Рикклей, приехавших на дятьковское производство в конце 19 века; семью Малицких  (г.Брянск); дятьковского коллекционера В.В.Бабаева; Н.Е. Соловьёва (г. Москва); потомков управляющего заводом в начале 20 века С.И. Хабарова – Можарову А.А. (г. Йошкар-Ола) и Хабарову Е.А. (г. Узловая).

  Несколько десятков имен наших дарителей с глубокой признательностью и благодарностью навсегда вписаны в историю музея. Период 20 – 30 годов 20 столетия представлен массовым ассортиментом завода – образцами бытовой посуды и индивидуальными работами мастеров, в которых очень часто живописные  рисунки и сюжетная алмазная грань передают патетику того времени  изображениями элементов новой советской символики. 

 

   Коллекция довоенного периода включает около предметов , выполненных техниками тонкостенного пресса и прессовыдувания. В историю мирового стеклоделия они вошли как «стекло периода Великой депрессии». Эти изделия большими партиями выпускали многие стекольные компании США в 20-30 годы 20 века. Коллекция нашего музея представляет несколько красивейших оттенков стекла и разнообразные рисунки декора. Относится это стекло к стилю «арт-деко». Коллекцию образцовой Дятьковского хрустального завода эти предметы  пополнили перед Великой Отечественной войной.

  Они были привезены в Дятьково, по воспоминаниям В.Ф.Ткачевского, после 1939 года, когда в результате присоединения к СССР западной Белоруссии, специалисты завода посетили стеклозавод «Неман» в Гродненской области. Частично эту технологию завод освоил уже после войны, в конце 40 – х годов.
 Самой трагической страницей в истории музейной коллекции является период Великой Отечественной войны. Вместе с технологическим оборудованием заводская образцовая была эвакуирована в первые месяцы войны в несколько различных мест на восток страны. Как вспоминают старожилы, образцы заняли три железнодорожных вагона. После освобождения города в сентябре 1943 года назад, в Дятьково, вернулся только один. Довоенных документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данное утверждение, не сохранилось.
    После войны образцовая продолжала исполнять свои функции и накапливать экспонаты. В конце 40-х, в 50-е годы созданием новых производственных образцов много занимались мастера и специалисты завода, в частности, главный инженер завода М.В. Гунченко.

  В основном, их творческий вклад заключался в том, что для  традиционных заводских форм разрабатывались новые композиции рисунков алмазной грани. В 1949 году на завод пришёл первый постоянный художник стекла, потомственный хрустальщик Евграф Сергеевич Шувалов. В 50-е годы на заводе много работали известные советские художницы стекла А.А. Липская и Н.Н. Ростовцева. По их эскизам ещё в 1939 году, в связи с открывавшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (нынешний комплекс ВВЦ),  выпускались разнообразные вазы с национальными орнаментами народов республик СССР. В 60-е годы два крупнейших художественных вуза страны – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной и Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова выпустили первых советских профессиональных художников стекла. Большинство из них, ставших в последствии отечественными корифеями художественного стеклоделия, работали на Дятьковском хрустальном заводе, выполняя с помощью умелых и талантливых мастеров свои курсовые или дипломные работы, причём, как правило, это были разработки, предназначенные для тиражирования производством.

  В последствии,  художники А.Я.Степанова, Г.А.Антонова, Л.И. Савельева, С.Г. Рязанова, Н.Ю. Ганф и Е.С. Жигалкина, Е.И. Батанова, С. М. Бескинская, супруги Д.Н. и Л.Н. Шушкановы и многие другие художники приезжали на завод для исполнения творческих или заказных произведений. Коллекция заводской образцовой продолжала пополняться экземплярами этих работ.      
    В период 60-80 годов 20 века на завод приходят художники В.Я.Шевченко и М.В.Грабарь, В.И.Котов, И.С.Колодин, М.М.Кизлов и З.Ф. Чумакова, И.В.Мачнев, И.А.Мачнева, Б.В.Фёдоров, В.К.Погребной, С.Е.Шувалов, Л.И.Филина, Е.И.Вольнова, И.М.Кизлов. 
   Произведения этих авторов, каждый из которых – яркая и неповторимая творческая индивидуальность,    разработки для производства, декоративные и тематические композиции составляют значительную часть музейного собрания.

   Среди экспонатов музея датируемых 19 веком – первой половины 20 века есть некоторые предметы, в которых мастера – виртуозы демонстрируют совершенное владение каким - либо сложным приёмом работы с горячим стеклом или способом декорирования. Но в указанные периоды это редкие, единичные экземпляры.  С 1976 года среди мастеров завода начинают постоянно проводиться конкурсы мастерства. Целью первого конкурса как раз и была идея пополнить коллекцию музея новыми работами мастеров.  В дальнейшем, конкурсы посвящались юбилейным датам страны и завода, теме космоса и морской теме, 300 – летию С-Петербурга, юбилеям Победы, московской Олимпиаде – 80 и Олимпиаде  - 2014 в Сочи. Все конкурсные работы поступали в собрание музея. Таким образом, в историю художественного стеклоделия вписаны имена дятьковских мастеров, которые смело можно назвать «золотым генофондом» национальной культуры. В 1983 году на Дятьковском заводе одновременно с  Всесоюзным художественным советом по стеклу прошёл и Всесоюзный конкурс мастерства.

   Коллекция пополнилась работами мастеров стеклозавода «Неман» из Беларуси, «Первомайского» Смоленской области, работами мастеров Гусь-Хрустального. Очень интересную часть коллекции музея представляют копии известных спортивных призов; призов и наград многочисленных международных музыкальных, кино и театральных, детских фестивалей и конкурсов; художественно решённых в хрустале корпоративных символов; эксклюзивных подарков  знаменитым персонам. «Хрустальная боксёрская перчатка» В. Котова, «Хрустальный конёк» М.Кизлова, «Хрустальный пеликан» Е.И. Вольновой и З.Ф. Чумаковой. Копии подарков президентам и патриархам, экспонируемые в музее – это не только уникальные художественные произведения, но и артефакты, отражающие страницы истории страны.
    Небольшую часть коллекции составляют образцы зарубежного производства. Как правило, они попадали в заводской музей в качестве подарков от коллег - стекольщиков из Чехословакии, Германии, Финляндии и других стран, а также привозились из командировок по обмену опытом специалистами завода.

К моменту открытия нового здания заводского музея в 1976 году в заводской образцовой было собрано 8 тысяч экспонатов. За 32 года существования Музея Дятьковского хрустального завода основной фонд вырос до 12 тысяч единиц хранения. За период самостоятельного существования музея в 2009-2010 годах основной фонд стекла увеличился на 130 единиц. 

События и люди
 
     Точной информации о том, где на территории завода размещалась образцовая в 19 веке пока нет. Возможно, в здании «заводского магазина» - так назывался в то время отдел сбыта, откуда производились отгрузки продукции. Это здание, сохранившееся до сих пор примыкает к заводской территории с северной стороны, в нескольких метрах от него проходит подъездной железнодорожный путь.

  После Великой Отечественной войны образцовая  была устроена в верхнем этаже цеха обработки завода и занимала площадь приблизительно около 200 кв.м. В образцовой накапливались и регистрировались экспонаты, формировались выездные выставки, проходили заводские Художественные советы, на которых обсуждался и утверждался новый производственный ассортимент. Образцовую показывали потребителям дятьковских изделий, делегациям, почётным гостям. Именно её посещал первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин и многие известные знаменитости того времени – космонавты, артисты, герои войны, видные партийные и государственные деятели, иногда приходили экскурсии местных школьников и приезжали школьники из Брянска.
    В конце 40-х - начале 50-х годов образцовая работала под руководством опытнейшего специалиста, главного контролёра отдела технического контроля Константина Михайловича Гуляева, позже, как правило, заведующими образцовой были заслуженные ветераны – производственники, отправленные туда на «лёгкий труд».

В разные годы там работали Нина Михайловна Зяблова, Любовь Ивановна Семёнова, Клавдия Григорьевна Малахова, Валентина Николаевна Торопина. Помещение было очень маленьким, новые образцы расставлялись, чередуясь с образцами 19 века. Но в целом, образцовая производила неизгладимое впечатление собранных воедино, сверкающих всеми цветами радуги несметных богатств, не уступающих сокровищам «хозяйки медной горы».
    В начале 70-х годов 20 века дятьковское хрустальное производство и, соответственно, заводской музей – так иногда называли образцовую, посетил первый заместитель Председателя Совета министров СССР, член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Степанович Полянский. А далее, как рассказывал Валентин Фёдорович Ткачевский, работавший в те годы директором завода,  произошло следующее. Д.С. Полянский был настолько впечатлён богатейшим собранием и крайне стеснёнными условиями, в которых оно размещалось, что выразил настоятельное пожелание о том, что необходимо разместить всё это в хорошем, просторном и доступном для всех музее.

  По статье «реклама» министерство промышленности строительных материалов, к которому в то время относился завод, открыло финансирование строительства здания заводского музея. Место было определено напротив завода. Ранее здесь располагались частные дома Василюк М.И., Морозовой Н.В. и Столяровой Н.М., магазин горторга и несколько сараев. Был использован уже готовый котлован под предполагавшееся здание универмага. В строительстве нового музея и его внутреннем оформлении принимали участие многие предприятия Дятьковского района.  Здание  было принято государственной комиссией   30 мая 1975 года. Проект внутренней  планировки экспозиционных залов и музейного оборудования выполнил художественно-производственный комбинат «Дайле» г. Вильнюса. Внутренние работы были завершены в течение года.
Атрибуцией экспонатов, экспозиционными планами, составлением характеристики коллекции занимались самые авторитетные специалисты страны в области художественного стекла – Нина Александровна Ашарина – хранитель стекла Государственного Исторического музея и искусствовед Елена Григорьевна Рачук.

  В «открытом хранении», на подиумах, представлено творчество художников дятьковского стекла, работавших на заводе в разные периоды времени. Эта особенность нашего музея – огромные площади «открытого хранения» являются его уникальной отличительной  чертой. Между музейным объектом и зрителем нет никакой  преграды. Произведение имеет круговой обзор, живёт в пространстве, заполняет его своей светоносной энергией и является его главной составляющей. В таком пространстве зритель – не посторонний созерцатель. Собственное понимание сюжетов и образов произведений искусства, ассоциации и впечатления, которые они вызывают, как бы помещают зрителя внутрь этого неповторимого и притягательного «хрустального царства».
     С первых же дней существования Музей хрусталя стал гордостью Брянщины, одной из самых её ярких и популярных художественных достопримечательностей. Со всех концов необъятной Советской страны в Дятьково ехали туристические группы взрослых и детей, многочисленные делегации. 

   31 июля 1976 года, первый в отрасли заводской музей, размещённый в отдельном огромном современном здании, торжественно открыл свои двери для посетителей.
    Второй раз в истории уникального собрания дятьковского художественного стекла его судьба сделала счастливый поворот, благодаря мудрой государственной мысли и воле. Д.С. Полянского (светлая ему Память!) музей считает своим Отцом – основателем.

  Современная экспозиция музея занимает 2500 кв. метров; почти 400 кв. метров отведено под выставочный зал. Экспозиция построена по хронологическому принципу: на первом этаже зал 19  – начало 20 веков, как определяла первая редакция аннотации - «дореволюционное стекло». На втором этаже, по периметру, экспозиции представляют произведения художников стекла 20 – 21 веков, продукцию Дятьковского хрустального завода от 20-х годов 20 века и до наших дней. Отдельные залы посвящены творчеству народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е.Репина Е.С.Шувалова и работам мастеров, выполненным по их собственному замыслу в рамках тематических конкурсов.

  В 1979 году, 23 февраля, в части здания музея хрусталя был открыт Народный  музей Боевой славы, посвящённый истории партизанского движения в Дятьковском районе. В 80-е годы 20 века в разное время его возглавляли ветераны партизанского движения И.С. Бармёнков, И.Д. Волков, О.И. Флёсс. До начала 90-х годов Музей Боевой славы финансировался Дятьковским хрустальным заводом, а его персонал входил в штат сотрудников Музея хрусталя.   
     Первым директором музея  в период 1976 – 1979 г.г. стала Лидия Ивановна Замковец, затем с 1979 по 1991 год – Зинаида Акимовна Вовчук; с 1991 по 2010 год – Татьяна Борисовна Городничая; с октября 2010 года – Ирина Александровна Панасова. Первым старшим хранителем фондов музея была А. И. Засорина, в 1980 году её сменила Н.В.Бондарь, в 1982 году – Т.И. Морозова, с 2005 по 2009 годы эту должность занимала Е.Б. Кузнецова; с 2009 года – Л.Е.Певнева.

  Научными сотрудниками на момент открытия музея работали Э.Е. Тумина, Л.Г.Диева, затем О.М. Тарасова и А.Н. Беляева, с 1980 года - Т.Б. Городничая, с 1981 года - Л.Е.Певнева, с 1982 года - С.Н. Бабаева, с 1983 года - И.Н. Жинжикова. 23 февраля 1981 года в музее был торжественно открыт Зал истории завода. Его экспозиция в документах и лицах представляет все важнейшие этапы истории предприятия от возникновения и до наших дней. Зал также включает раздел технологии производства, представляет многочисленные награды завода, фотографии передовиков производства, трудовых династий, заводских изобретателей и рационализаторов, почётных гостей завода и музея. Над созданием экспозиции зала работал знаток истории предприятия, ветеран завода Б.Н. Ободников и художники - оформители В.С. Рулёв – автор живописного полотна «Вид завода в 19 веке», И.М. Мухамедшин, И.Н.Володин.   В связи с открытием новой экспозиции, штат научных сотрудников музея увеличился до 3 единиц.
    В начале 80-х годов 20 века музей начинает создавать документальную научно – историческую базу.

  Десятки запросов отсылаются в архивы и библиотеки страны, налаживаются контакты с коллегами – музейщиками, историками, краеведами, начинает формироваться библиотека специальной литературы по технологии стекла, истории мирового и отечественного стеклоделия. В течение нескольких лет, в почтовых конвертах, свой богатейший архив по истории Мальцовского промышленного предпринимательства пересылает в музей из г. Гусь – Хрустальный талантливый краевед Рудольф Николаевич Кудрявцев. С 1983 года музей сотрудничает с искусствоведом из Ленинграда Д.И. Немчиновой. В этот период начинается её работа над рукописью по истории Дятьковского хрустального завода. Книга была издана небольшим тиражом в 2008 году.
  По совету этого опытного музейщика, сотрудники музея ведут активный поиск исторических образцов продукции предприятия. В 1986 году состоялась «Выставка находок», она посвящалась 10-летию музея. Художники завода Владимир Котов и Лариса Филина разработали к этому событию эмблему музея и сувенирные изделия.

  Заводской музей по собственной инициативе организует работу по всем направлениям музейной деятельности, соответствующим требованиям к государственным музеям. Для молодого научного персонала музея 80 - е годы становятся замечательным периодом неустанного научного поиска и многих счастливых открытий, незабываемых знакомств и приобретения  практического музейного опыта и профессиональных навыков.
   Тесное общение с талантливыми художниками, многие из которых были энциклопедически образованными людьми и яркими, незаурядными личностями, обогащало и  развивало научный персонал музея. Это помогало нам проникнуть в творческие замыслы наших авторов, осознать глубину и лиричность созданных ими образов и передать эту бесценную информацию «из рук в руки» тысячам посетителей музея.
    По мере накопления знаний и документальных фактов, имя Мальцовых, хорошо знакомое с детства каждому жителю Дятькова, но опутанное политизированными легендами – небылицами, приобретает свой истинный смысл и значение, сначала для музейщиков, а затем, усилиями научного персонала музея, и для широкой общественности.

В 1993 году в Музее состоялась I историко – краеведческая конференция «С.И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района». Автором идеи стал дятьковский краевед, заслуженный врач РФ В.Г. Хохлов.      
    Состав её участников приятно удивил широкой географией, так как кроме тех, кто живёт и работает на пост - мальцовском пространстве – в Брянской, Калужской и Смоленской областях, очень содержательные выступления представили также молодые учёные из Москвы (Институт истории РАН) и Ярославля. В декабре 1994 года, на исходе 100-летия со дня смерти С.И.Мальцова, по инициативе краеведов и сотрудников ведомственных музеев бывших мальцовских предприятий было произведено символическое перезахоронение праха семьи Мальцовых с места разрушенной фамильной усыпальницы к стенам построенной в 1990 году Спасо – Преображенской церкви.
    В последующие годы в музее прошло ещё 5 конференций, последняя  из которых состоялась 10-12 сентября 2010 года, она была посвящена 200 – летию со дня рождения С.И. Мальцова и 220 – летию Дятьковского хрустального завода.   

  В июне 2009 года в музее была открыта новая экспозиция «Портретная галерея семьи Мальцовых». Впервые в новейшей истории были собраны вместе копии портретов некоторых членов семьи Мальцовых работы известных художников. Они были выполнены на матовом стекле художником из г. Людиново Андреем Фандеевым. В 2010 году на средства Фонда имени братьев Могилевцевых была издана брошюра «Сергей Мальцов – благотворитель земли Брянской». Оба проекта были осуществлены под руководством  заведующей научно-просветительским отделом музея И.Н.Жинжиковой.
    По настоятельным просьбам посетителей музея, в 1993 году были впервые организованы выставки – продажи авторских работ мастеров и художников завода. Эти высочайшего исполнительского уровня изделия пользовались огромным спросом у посетителей и особенно у зарубежных делегаций, которые в первой половине 90 – х годов были невероятно многочисленными. Вскоре в музее была организована и стационарная продажа массовой и серийной продукции предприятия.

  Эта деятельность полностью соответствовала направленности музея. Музей так старался творчески оформить и преподнести «дятьковскую красоту», представления продавцов - консультантов, знающих технологию производства, творческие биографии художников и особенности талантов мастеров были настолько убедительны, что дело развивалось очень успешно. В 2000 году в вестибюле музея было оформлено современное торговое помещение, ставшее фирменным заводским салоном – магазином. В настоящее время  в соответствии с возможностями, представляемыми государственным автономным учреждениям существующим законодательством, магазин хрусталя является собственной коммерческой структурой музея, работающей на принципе самоокупаемости.
    В начале 90 – х годов музей открывает новый маршрут – в цеха хрустального производства, который быстро становится очень популярным. 

Но в отличие от относительно благополучных и спокойных 80 - х, наступившие годы «перестройки» стали периодом серьёзных испытаний и борьбы за выживание и для Дятьковского хрустального завода и, соответственно, для его структурного подразделения Музея хрусталя. Глубокий кризис поразил внутренний российский туризм,  и если в предыдущие годы музей едва справлялся со стабильно активными туристическими потоками, то к середине 90 – х годов они значительно сократились. Статистика тех лет фиксирует уменьшение числа посетителей музеев страны в 5 раз. Более чем в 2 раза уменьшается и количество посетителей нашего музея. Музей вооружился просветительской политикой, ориентированной на местную молодёжь. Для трёх возрастных уровней школьников были разработаны программы лекций и занятий по темам истории отечественного и мирового художественного стеклоделия, декоративно-прикладного и народного искусства, для самых маленьких – занятия по темам легенд и сказов о мастерах стекла. Все темы иллюстрировались интереснейшими выставочными проектами.

  Эти программы работали довольно успешно, но, к сожалению, недолго, так как не получавшие по несколько месяцев свои мизерные зарплаты учителя, в основном своём большинстве, дружно покинули поле битвы за внеклассное развитие и образование детей. И даже сегодня, спустя почти два десятилетия, наладить контакт музея с преподавателями местных школ, за редким исключением, удаётся с большим трудом.    
    В конце 90 – годов научный персонал музея по совместительству становится ещё и отделом маркетинговых исследований завода. Новые знания, активная выставочная деятельность, опросы потенциальных покупателей, сбор информации о конкурентах, анализ покупательских потребностей и рекомендации по новому ассортименту для производства   – музей выполняет огромный пласт новой, интересной и необходимой заводу работы. Богатый опыт общения с самыми различными категориями людей помогает сотрудникам музея успешно провести две выставки в Государственной Думе и многочисленные выставки в различных городах страны.

  В дальнейшем была найдена очень удачная форма работы, когда в лучшие музеи и выставочные залы регионов выезжали одновременно выставки из фондов музея и заводские выставки – продажи. Таким образом, проводились очень мощные PR и рекламные компании, продвигавшие  торговую марку и продукцию предприятия и популяризирующие коллекцию Музея хрусталя. Подобные выставки прошли очень успешно в Москве (Музей-усадьба «Кусково»), в С-Петербурге (Елагиноостровкий Дворец-музей), в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Новороссийске, Курске, Рязани и многих других городах страны. Замечательные обменные выставки, в свою очередь, отработали в нашем музее: выставка гобеленов из Костромы; живопись Сергея Симакова из Ярославля; выставка декоративно-прикладного искусства из Национального музея Татарстана; выставка фарфора 18-19 веков из коллекции Музея керамики «Кусково»; Городецкая роспись по дереву, выставка по истории и технологии шоколадного производства из музея фабрики «Красный Октябрь» и другие.
    Постоянно музей проводит активную выставочную работу, ежегодно открывая  по 20 новых выставок.

  Это персональные выставки художников живописи, мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, выставки интересных коллекций, детского творчества, выставки-исследования из фондов музея, такие как «Марки и клейма дятьковского стекла», «Антология стакана», «Дятьковское стекло в интерьере», «Стилевые направления в стекле 19 века» и многие другие. 
    За годы работы в музее сложился замечательный, очень творческий  и способный решить любую задачу, коллектив. Старейшие работники музея В.С.Соломахин, Л.Е. Певнева, С.Н.Бабаева, И.Н. Жинжикова, Т.В.Хмелёва, Е.Б.Кузнецова, В.А. Харлашкина, Л.А. Разрезова награждены грамотами и благодарностями Министерства культуры Российской Федерации.      
    К 2000 году завод осуществляет ремонт остекления фасада музея и внутренний ремонт вестибюля. Чуть позже нашу многолетнюю «мучительницу» - мягкую кровлю заменили на металлочерепицу. Благодаря этому музей приобретает современный вид и вновь становится  одним из красивейших зданий города.

   Преимущества и недостатки такого культурно-исторического явления как заводской, то есть ведомственный музей, являются вопросом отдельного исследования. Заводской музей полностью зависит от отношения к вопросу руководства предприятия и от финансового положения производства. За 33 года существования музея сменилось четыре руководителя Дятьковского хрустального завода: В.Ф.Ткачевский - до 1981 г.; Г.П.Торопин - до 1997 г.; Ю.С. Городничий – до 2006 г.; Н.Е. Соловьёв – до 2009 г. Каждому из руководителей - огромная благодарность за внимание и всестороннюю поддержку музея, за возможность успешно работать и развиваться, за то, что завод «дарил» возможность приобщения к сокровищам отечественного художественного стекла многим сотням тысяч посетителей музея из разных стран и уголков нашей страны на достойном уровне.

  Н.Е.Соловьёв, будучи конкурсным управляющим завода, инициировал невиданный в нашей стране прецедент - безвозмездную передачу коллекции музея государству, что наряду со своевременными действиями Администрации Брянской области, избавило музей от тяжёлого и опасного периода «неопределённости». Совпадение благоприятных факторов в отношении коллекции Музея дятьковского хрусталя, свершилось в очередной раз.
   Печальный опыт наших коллег – заводских музейщиков, задолго до случившегося, убедил нас, работников музея в необходимости принять активное участие в судьбе музея. Тревожные «колокольчики зазвонили» ещё в середине 90 – х. В результате банкротства знаменитого Ленинградского завода художественного стекла (бывшего Императорского стекольного), за долги по зарплате персоналу предприятия практиковали раздачу образцов заводского музея; многих трудов и усилий стоило сохранить коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода, Бахметьевского стекольного завода в г.Никольске Пензенской области.

  К сожалению, в период 90 –х годов коллекции музеев многих художественных производств и народных художественных промыслов были безвозвратно утрачены. Мы понимали - чтобы быть защищёнными, нужно стать необходимыми и хорошо известными максимальному количеству людей. Музей действовал.
В 1999 году музей вступает в Ассоциацию Музеев России, первым среди заводских музеев. Никогда, ни одна структура, во все времена не уделяла заводским музеям столько внимания и не сделала для нас столько полезного в обучении выживанию в современных условиях и профессиональной информированности, как АМР. Особую признательность хотелось бы выразить Президенту Ассоциации В.И.Толстому и исполнительному директору Е.В.Сурину. В 1999 году музей впервые принимает участие в международной выставке музеев «Интермузей». Специально для этого случая, музей проектирует оригинальное выставочное оборудование и получает на выставке максимальное количество наград, в том числе диплом «За самую красивую экспозицию». В этом же году музей готовит проект и получает грант фонда Сороса, первым и единственным из заводских музеев.

  Достаточно скромные средства гранта позволили музею войти в современное мировое информационное пространство: был приобретён компьютер, создан собственный сайт и впервые издан буклет о музее.
 В 2001 году музей участвует в учредительном съезде Союза музеев России и становится действительным  членом Союза. Поставленные цели были достигнуты – Музей стекла и хрусталя Дятьковского хрустального завода становится полноправным и очень активным членом музейного сообщества страны. 


    В 2005 году, осуществляя подготовку документации в течение нескольких месяцев, в буквальном смысле и днём и ночью, музей включает всю свою коллекцию в Музейный фонд Российской Федерации, первым среди заводских музеев страны, находящихся в частной собственности, и первым среди музеев Брянской области. В результате этого коллекция получила официальный, государственный статус  - «Национальное достояние», который сыграл роль серьёзной «охранной грамоты» для нашего музея.

   В конце 2008 года, в результате банкротства предприятия, происходит смена собственника Дятьковского хрустального завода. 14 января 2009 года губернатор Брянской области Н.В.Денин подписывает постановление Администрации Брянской области о создании на базе Музея стекла и хрусталя завода Государственного автономного учреждения культуры «Музей дятьковского хрусталя». Учредителем музея является Управление культуры Брянской области. Музей оказывается первым автономным учреждением в Дятьковском районе и одним из первых «автономных» музеев в области и в стране. 
     Это стало новым этапом в истории Музея дятьковского хрусталя. Не приходится сомневаться, что благодаря бесценным сокровищам, которые хранит и представляет музей и его замечательному, высокопрофессиональному коллективу, музей и в дальнейшем будет успешно исполнять свою историческую миссию: просвещать людей и покорять их сердца красотой и совершенством дятьковского художественного стекла.     

 Автор - Городничая Татьяна Борисовна, г. Дятьково

Категория: История с 1945 по 1991 год | Добавил: любослав (18.05.2013)
Просмотров: 6140 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]